September 18, 2020

Чебоксары: приятность и колхоз

Чебоксары сложно назвать проблемным городом, здесь умудрились не допустить ряда типичных для России ошибок и всё более-менее нормально. Но назвать город образцовым или хотя бы хорошим тоже нельзя — здесь не умеют работать с архитектурой, утратили идентичность и, как мне кажется, не очень понимают своё будущее.

В этом посте мы разберём центральную площадь после реконструкции, поговорим за архитектуру и не забудем про троллейбусы. Заодно напомню про свой ютуб-канал, на нём материалы выходят чаще:

Утраченный центр

В своих материалах я часто говорю про идентичность города, но есть подозрение, что не все понимают этот термин. Если говорить проще, то это ответ на вопрос «как я сам себя вижу?», то есть чем этот город отличается от всех других.

Без ответа на этот вопрос невозможно построить будущее и как-то заявлять о себе среди других городов — это важно с точки зрения привлечения инвестиций, удержания специалистов и общего планирования своей судьбы.

За 20 век наши города обросли типовыми спальниками, долгое время действовал запрет на создание чего-либо уникального — это убивало идентичность, потому что всё становилось одинаково-серым в стиле ПО-2. Оставались лишь исторические центры, где каждый дом был уникальным и оброс историей города — именно они и формировали идентичность.

В Чебоксарах же исторического центра больше нет, на его месте теперь залив:

Чебоксары в прошлом

Из-за подъёма уровня воды от постройки ГЭС в 1970-1980 годах центр города должен был оказаться под водой, поэтому его снесли. Притом до плановой отметки вода не вышла и вряд ли выйдет.

Город лишился своего историко-культурного центра, зато в географическом центре теперь есть вода. В этом есть определённый плюс — можно смотреть на город с воды с разных точек, получается уникальный вид.

Немного исторической застройки осталось сбоку на возвышенности:

Почти все здания заняты административными учреждениями, поэтому район полупустой и особо не участвует в общественной жизни города. Печально, когда красивые памятники закрыты от жителей.

Есть подозрение, что текущие владельцы не очень понимают ценность уцелевших домов, раз банально не могут повесить блок кондиционера хотя бы со стороны двора. Прямо под кондеем табличка о важности сохранять памятники и про охрану здания государством:

Хотя попался вот такой жилой дом с резными гербом СССР — очень редкое явление и тоже историческая деталь:

В позднесоветские годы архитекторы попытались создать новую доминанту — театр оперы и балета, хотя многие путают его с базой повстанцев из Звёздных войн. Брутализм не ассоциируется с театром, но это здание точно не перепутать ни с чем другим — это как раз создание нового образа города.

К сожалению, в наши дни театр облепили баннерами, которым здесь не место и которые всё портят. Огромная вывеска из пластика с убогим шрифтом тоже диссонирует с общим видом, для брутализма характерны другие материалы и формы.

Для сравнения, было так:

Вишенка на торте — провода, из-за которых невозможно красиво сфотографировать одно из немногих интересных зданий во всех Чебоксарах.

История с театром не единична. Например, местный аэропорт был простым и сдержанным зданием для своего времени — не фонтан, но и без заскоков:

Его решили «обновить», зашив в вентфасад. Вентфасады бывают разными, часто они хорошо имитируют кирпичную кладку или позволяют реализовать сложную задумку архитектора. Вот только я сомневаюсь, что хороших архитекторов здесь вообще привлекали — тут банально не смогли подобрать размер квадратов, чтобы они бились по габаритам с окнами:

Если в советские годы архитекторы заложили в интерьеры аэропорта двери с символом самолёта...

... то их потомки сумели лишь выкинуть старые деревянные двери и поставить дешёвый пластик:

Такое чувство, что в наше время о виде города вообще не думают. В Чебоксарах интересный рельеф, его нужно обыгрывать в архитектуре и создавать красоту. Но вместо этого тут вставляют уродливые высотки в случайные места и всё обшивают дешёвым вентфасадом.

Доходит до идиотизма: даже в домах бизнес-класса не могут поставить нормальные двери и сделать вход на уровне улицы. Местным застройщикам было бы неплохо хотя бы поездить по России для перенятия опыта — даже социальное жильё у нас умеют строить красивее и лучше.

Напомню, про новую застройку у меня был отдельный пост — в центре ситуация не лучше, чем в новых районах.

Царство троллейбусов

За последние десятилетия в России хорошо научились убивать троллейбусное движение — экологический транспорт нынче не в моде, куда проще пускать маршрутки. Для этого находят много оправданий, хотя основные причины — это неумение создавать эффективные маршрутные сети, примитивная экономика транспорта и банальное отсутствие приоритетов. Поэтому в той же Австрии троллейбусы живы и уделывают автобусы, а у нас всё отправляют на утилизацию. Но в Чебоксарах хотя бы смогли сохранить то, что было сделано раньше:

Но сохранить — не значит развивать. Большая часть техники старше меня, я не заметил выделенных полос, местами троллейбусы дублируются маршрутками и даже на остановках вместо схемы с расписанием — какая-то стена текста от МВД:

Самый показательный пример — конечная около Аэропорта, там буквально 500 м от троллейбусов до входа:

Вместо того, чтобы немного продлить линию, город запустил туда автобусный маршрут! Городское предприятие в прямом смысле на блюдечке подносит пассажиров автобусникам и таксистам. Просто образец переплаты за транспортное обслуживание. Уверен, такого может набраться ещё много.

Но есть и хорошие новости:

В 2020 году планируется обновление парка городского наземного электрического транспорта не менее чем на 68 троллейбусов, в т.ч. 16 – на автономном ходу. В течение первых же пяти лет это обеспечит бесперебойную перевозку пассажиров и уменьшит затраты предприятий на поддержание технической готовности парка и на тяговую электроэнергию (в пределах 30%), а также повысит доступность транспорта для инвалидов. В настоящее время в республике 300 единиц электрического транспорта, износ превышает 80%.

Другой приятный момент — восстановление первого троллейбуса. В 2019 году здесь отреставрировали и запустили на день города ЗИУ-5Д 1964 года. Местные троллейбусы вполне могут стать частью бренда города, такие истории с исторической техникой очень полезны:

Главная площадь после реконструкции

Есть подозрение, что руководители города и республики покатались по Москве и Казани, и осознали, что хорошее благоустройство нынче в моде и хорошо заходит жителям. Потому что здесь не только взялись за набережную вдоль Волги, но ещё и реконструировали свою Красную площадь.

Раньше тут была парковка, немного деревьев и место для мероприятий. Не самый худший вариант, но площадь не воспринималась единым пространством и не привлекала людей в обычные дни.

В рамках реконструкции здесь полностью поменяли коммуникации, убрали парковку и навели красоту сверху. Всего потратили 1,2 млрд рублей, но значительная часть ушла на коммуникации.

Площадь всё так же является местом для массовых мероприятий: праздников, ярмарок, митингов и прочего. Мне даже кажется, что здесь можно сделать несколько площадок — рельеф хорошо обыгран и позволяет использовать лестницы как сиденья:

Площадь получилась гибкой: можно поставить большую сцену на день города, а можно на выходные просто вытащить колонки и использовать подиум или просто тротуар.

Разве что нет прохода к воде, лишь небольшой пирс:

При этом везде доступная среда. Много стрампов – это встроенные в широкую лестницу пандусы:

В обычные дни тут можно поиграть в уличные шахматы и шашки (да, в них правда играют!):

Детей очень притягивает сухой фонтан, прямо не оторвать:

Сбоку от площади появилась большая детская площадка:

В целом всё хорошо, но вместо резиновой крошки лучше использовать мульчу, песок или гравий — они амортизируют удар, а не возвращают его ребёнку. Кроме того, за резиной дороже ухаживать.

Появилось много смотровых точек на воду и город. Притом в разном виде, от гамаков:

До различных качелей:

Качели хороши своей универсальностью, их любят и дети, и взрослые. Смотреть же на красивое место с качелей — двойное удовольствие:

Ещё есть колесо обозрения, но к такому лично я равнодушен. Кроме того, вокруг площади есть холмы — не лучше ли было туда его поставить?

Если вдруг захочется есть или пить — есть кафе и магазины. Здесь заложили специальные павильоны для этого:

Хорошее благоустройство должно подстёгивать развитие бизнеса, это в том числе окупает вложения города. Кроме того, теперь тут можно сходить на обед и назначить встречу с красивым видом на город или просто спрятаться от дождя.

Ещё в рамках благоустройства отразили историю места — мощением показали стены утраченного храма:

Само собой, сюда можно просто прийти и посидеть. Около 200 деревьев высадят этой осенью — в холод деревья уходят в спячку и лучше переносят пересадку, поэтому летом их не высаживают.

В целом получилось очень годно и достойно, теперь главная площадь — главное место города!

Тут же стоит отметить, что это не конец работ. Красная площадь — лишь первый этап благоустройства территории всего залива:

Теперь к вопросам и минусам. Зачем-то хорошую современную площадь испортили типовыми статуями из искусственной травы:

Смотрится пошло и портит общее впечатление от площади. К тому же тот же рояль со стульчиком даже не настоящий, при мне несколько людей пытались что-то сыграть, но клавиши нарисованы.

Надеюсь, что это всё уберут:

Ещё хочется верить, что сотрудники заказника объяснят местным дворникам, что взрослые деревья белить не надо. Эта колхозная привычка никак не идёт на пользу деревьям, а во многих городах вообще запрещена правилами благоустройства. Дерево красиво само по себе и без вашей помощи.

Ну и главное: общественный туалет должен работать!

Хорошо или плохо?

Чебоксары вызывают недоумение. С одной стороны ты видишь попытки сделать хорошо или хотя бы не сделать хуже, но стоит повернуть голову — сразу пренебрежение и варварство.

Очень странно, когда одни и те же люди сначала принимают проект хорошей площади и доводят дело до конца, а потом согласовывают ужасный проект застройки — эти вещи напрямую взаимосвязаны, но в Чебоксарах они пытаются игнорировать друг друга.

Пока ситуация очень схожа с этой велодорожкой: она вроде есть, но она не работает и никогда работать не будет. Просто потому что люди устроены сложнее и по ней всегда будут ходить, поэтому велодорожки делают иначе. С городом так же: можно пытаться игнорировать архитектуру или вопросы мобильности, но тогда хорошее благоустройство никогда не будет работать, а ваш город так и останется где-то с краю.