October 6, 2020

Калуга: пресность и застой

Города бывают разные, и это замечательно. Конкуренция за людей подталкивает к постоянному развитию, поиску своей уникальности и открытости — без этих качеств люди просто уедут жить и платить налоги в другой город.

Эти механизмы работают в Германии, Израиле, Штатах, и Россия тут не исключение. Последние годы хорошо показывают, что даже с нашими устаревшими нормативами, бедностью городов и централизацией можно делать хорошие пространства, вовлекать жителей в управление городом и даже строить нормальный трамвай.

Я за последние 10 лет побывал в совершенно разных городах России, от Зеленоградска до Южно-Сахалинска — хорошо видно, как в одних городах распоряжаются с умом своей историей и ищут возможности идти вперёд, а в других просто сидят на месте и деградируют. Калуга — скорее второй вариант.

Архитектура

Впервые я побывал в Калуге в 2016 году, тогда я больше писал про архитектуру. В целом я остался того же мнения: есть исторические улицы, которые не успели испортить.

Советую посмотреть Воскресенскую улицу в центре, оазис тишины и человечности — там именно целостная старая среда, а не отдельные дома-памятники.

Недавно привели в порядок старое поместье, сейчас здесь располагается музей:

Раньше было так:

Прямо хорошо! Нооооо...

Но местные хозяйственники не удержались и засрали прекрасную дверь распечатками и объявлениями. Если раньше входная группа приглашала войти внутрь, то сейчас это больше похоже на стенгазету рядом с туалетом. Каждый раз дико обидно от такого, ведь можно сделать стенд внутри и оформить объявления в едином стиле!

В советские годы уникальность Калуги пытались подчеркнуть узорами и деталями:

В домах часто встречались арки и круглые выступы. По крайней мере показалось, что такого в городе много — интересная фишка с формой.

Дома 2000-х тоже повторяют это:

Но в остальном современная архитектура — это евроремонт с налётом из вывесок и рекламы:

Позиция бизнеса и администрации проста: засрать дома вывесками. Улица — одна большая жёлтая газета, которую хочется смять и выкинуть в ближайшую урну.

В городе есть дизайн-код, но он носит рекомендательный характер, его лишь планируют сделать обязательным. Надеюсь, получится довести дело до конца, потому что сейчас реклама и вывески мотивируют не зайти внутрь, а побыстрее уехать в Москву. Лишь в Гостином дворе как-то умудрились сделать вывески в едином стиле без вреда для архитектуры:

Но вывески — не единственное зло! Многим домам сейчас обновляют фасады — это вроде бы хорошо. Вот только никто не убирает блоки кондиционеров, хаотичное остекление и уродский профлист на балконах.

Хотя тут не загоняются и уродуют даже памятники: над табличкой об охране — блоки кондиционеров, слева — пластиковое окно, а справа — уродская входная группа из того же дешёвого пластика.

Транспорт

В городе есть троллейбус, закрывать его не планируют, но и развития не заметно. Основной транспорт на момент съёмки: маршрутки и ПАЗики.

Маршрутка — это вид бизнеса, который паразитирует на городе. Такой общественный транспорт заставляет людей купить машину и забыть поездки на маршрутке как страшный сон. Обычно города скатываются до такого или из-за некомпетентности, или из-за корыстного интереса и лоббирования среди чиновников.

С 1 октября в городе должны были начать реформу транспорта. Судя по новостям, маршруты хотели перевести на городские предприятия, взять в лизинг 60 автобусов и ввести безналичную оплату. Полной информации я найти не смог, но звучит скорее как улучшайзинг текущей ситуации без кардинального пересмотра.

Новый автобус, который почему-то троллейбус

Одной руки хватит, чтобы посчитать нормальные транспортные реформы в России: Магистраль в Москве, нереализованная в Екатеринбурге и запланированная на ноябрь в Белгороде. Есть ещё Тверь, но там грохнули и маршрутки, и трамвай, и троллейбус — сложно назвать это движением вперёд.

В Калуге же не могут даже остановки привести в порядок — вряд ли стоит ждать качественного улучшения.

Остановка — это витрина общественного транспорта города. Они могут быть аккуратными, функциональными, давать информацию о маршрутах и городе. Например, вот остановки на окраине Базеля. Этот город в два раза меньше Калуги, но здесь понимают важность нормального дизайна остановок и навигации:

И вновь Калуга:

Даже новые остановки здесь умудряются ставить уродливыми и неудобными. Тут нет проницаемости и социального контроля, не видно подъезжающего ПАЗика из-за глухой стены, просто некрасиво и нет никакой информации о работе транспорта. Авторы явно вдохновлялись трансформаторной будкой или сараем:

Для сравнения, вот такие остановки рекламные компании бесплатно ставят и обслуживают на улицах российских городов в обмен на право размещения рекламы сбоку. Если не можете сами сделать нормальную остановку — просто купите готовую или дайте её поставить тем, кто умеет делать хорошо.

В остальных транспортных вопросах Калуга тоже похвастаться не может — всё очень криворуко и сделано исходя из простоты. Единственная отрада, что здесь не ушли в радикальное и бесполезное «улучшение» переходов: зебры всё ещё белые, а знаки без ужасных жёлтых рамок.

Благоустройство

За последние несколько лет многие города успели создать в своих центрах и парках комфортные пространства. Для этого зовут хороших архитекторов, создают местные центры урбанистики и компетенций, привлекают федеральные деньги и создают красоту. Всего в 100 км от Калуги есть Тула, где как раз всё это сделали.

У благоустройства есть разные цели и принципы, но это те вложения, которые должны окупаться: за счёт снижения стоимости содержания улиц, улучшения безопасности, новых инвестиций, удорожания недвижимости и привлечения специалистов в город. Но у Калуги свой путь!

Это площадь 600-летия Калуги с неплохой модернистской стеллой покорения космоса — тут пытаются раскрыть тему космической столицы России и когда-нибудь запустить корабль к Марсу. Пока же не получается даже ступеньки отремонтировать:

Памятник тоже было бы хорошо отштукатурить и помыть:

Но лично у меня больше претензий не к качеству строительства, а к самой концепции площади. Когда у вас есть крутая стелла конца 20 века, очень глупо ограждать её балясиной а-ля Петергоф — это как носить шляпу-цилиндр, и при этом халат и рваные джинсы. Хотя, с учётом креатива с кладкой, даже джинсов нет.

Задача любой площади — привлекать людей. Вот только далеко не все знают, что плитка, скамейки и ажурные оградки сами по себе людей не привлекают. Поэтому на площади не хочется задерживаться.

Если бы не этот скейт-парк, то площадь была бы совсем пустой. Так сюда хотя бы приходят подростки и есть хоть какая-то жизнь.

Но даже тут умудрились накосячить — под улицей вырыли подземный переход, обрубив доступность площади. Напомню, подземные переходы на улицах — самый дорогой способ перенести пробку на 100 метров дальше, они не делают ваши улицы безопаснее, зато создают неудобство для всех маломобильных. Подробно о минусах я писал в отдельном посте.

Лифтов тут нет, а если бы и были, они бы не работали. Даже обычную апарель тут не могут поддерживать, поэтому она давно сломана:

Переход хоть и относительно новый, но уже разваливается и побитый — это естественное явление для таких мест. Здесь нет социального контроля и агрессивная среда, поэтому такие переходы за неделю превращаются в общественные сортиры и покрываются слоями граффити — это не проблема малого количества камер или охраны, сами переходы созданы неправильно и провоцируют на такое.

Другой пример благоустройства: новый парк в центре города. Раньше здесь был рынок:

Теперь дорожки и деревья:

Не уверен, что снос торговли и постройка парка — лучшее решение, ведь здесь работали люди и у них кто-то покупал товары, они явно не выиграли от такого. Но наверняка решение было самым простым с точки зрения чиновников и политиков — нет шума и мусора, и вообще «все любят парки».

К наполнению и дизайну есть много вопросов, но до обзора лавок и дорожек не хочется спускаться. Скажу лишь, что весь парк «обслуживается» двумя синими кабинками позора без умывальников. Вроде 21 век на дворе, а сделать нормальный туалет в парке не могут.

Детская площадка со всеми цветами из палитры завода явно намекает, что архитекторов и детских психологов к работе не привлекали. Современные площадки стараются делать из натуральных материалов, пластиковых игрушек и так слишком много, а вот деревьев и камня в городе не хватает. Ну и основная задача игровой — подготовить ребёнка ко взрослой жизни и научить взаимодействовать со средой и другими людьми. Эта площадка игнорирует все эти подходы.

Ну и банальные вещи: мало скамеек для родителей, площадка без тени, вместо резины лучше использовать сыпучие материалы в качестве покрытия. У меня было много постов про хорошие детские площадки — почитайте и сравните сами.

Сам парк обнесли забором и сделали минимально допустимый тротуар, две коляски тут не разъедутся. Зато не забыли сделать везде парковку.

В целом, парк хорошо отражает ситуацию с благоустройством: что-то делают, но никто не задаётся вопросом «а зачем и для кого мы это делаем?». Получается работа ради работы, где результат не очень-то и важен.

Единственное позитивное наблюдение, за которое хочется похвалить — высадка взрослых растений. Что в парке, что на улицах высаживают более-менее взрослые деревья, которые смогут через несколько лет давать тень, служить ветрозащитой и укрывать от дождя.

Но дальше деревьев тут не идут. Будь то приствольные решётки или засыпка лунок, которые защищают почву от вытаптывания и снижают количество пыли.

Для местного отдела ЖКХ напомню, как должна выглядеть лунка дерева на центральной улице:

Прага

Ладно, решётки дорогие, но камни и мульча точно доступны:

Варшава

Озеленение должно быть разноуровневым, чтобы в городе была нормальная экосистема и было приятно жить. В Калуге же две крайности: или мёртвая земля, или то, что выросло само и ещё не успело погибнуть под триммером дворника.

Калуга — уехать и не возвращаться

Представьте, что вы хотите приготовить вкусный борщ для себя и гостей. Вы купили хорошие продукты, принесли их на кухню, открыли рецепт и идёте по пунктам, но держите в голове образ своей цели — вы получаете борщ и все довольны.

Теперь представим, что вы купили те же продукты, но раскидали их по квартире, пожарили мясо с картошкой, потом залили их водой, напутали специи и залили всё это квасом — вроде бы ингредиенты те же, но результат совершенно иной.

Я к тому, что очень хочется подарить губернатору и мэру книжку с рецептами здорового города, чтобы они понимали конечную цель и смотрели шире на проблемы и решения. К слову, одна такая книжка недавно появилась — я очень старался, когда подбирал материал и писал советы.