October 14, 2020

Махачкала: хаос и понты

Махачкала была промежуточным пунктом между Москвой и Дербентом, на город у меня было всего 4 часа. Этого хватило, чтобы походить по центру и дойти до моря.

С одной стороны, город крайне живой, приятно удивило количество бизнеса и местная кофейная культура: кофеен много, там неплохой дизайн и сам кофе варят неплохо.

С другой стороны, Махачкала — это пример огромного мегаполиса, агломерация за последние годы выросла почти до миллиона жителей, но городом толком не управляли. Самострой, проблемы с мусором и канализацией, постоянные пробки, маршрутки, уличный хаос — это кажется городом-базаром.

Бомбилы у аэропорта — головная боль многих городов. По прилёту в Махачкалу тебя не просто обступают таксисты, преграждая путь и навязывая довезти тебя куда-либо — они ещё и бегают за тобой по площади! За этим всем наблюдают полицейские с автоматами, которых здесь довольно много.

Я почти отвязался от бомбил и вызвал такси в Яндексе, но тут выяснилось интересное: машин почти не было, даже на повышенных классах — ценник оказался почти московским, хотя ехать до центра здесь примерно полчаса. В этот момент меня окрикнул мой знакомый, который прилетел тем же рейсом — он взял машину... только машину сразу до Дербента, а я уже отменил свой заказ.

В общем, самый простой добраться до Махачкалы — за 300 рублей доехать ещё с 3 людьми на бомбиле. Про общественный транспорт стоит сразу забыть.

На выезде из аэропорта стелла «Дагестан», вот только кто-то воткнул столб с проводами прямо перед ней:

В город ведёт трасса с блокпостом. По пути вы увидите поля строящихся многоэтажек под постоянный писк навигатора о камерах и превышении скорости. Нужно ехать 60? Водитель будет лететь на 120, чтобы быстрее довести вас до царства приор.

Это центр Махачкалы, и эта фотография лучше всего описывает город — ничего особенного, вроде бы привычные заборы, переходы, приоры, столбы, реклама и дома. Это самое «ничего особенного» — лучший синоним города. Такое чувство, что здесь взяли по отдельности городские детали и дома, смешали всё в блендере и высыпали на землю. Чувства целостности и гармонии нет.

Но нужно отдать должное — самострой и отсутствие хоть какого-либо регулирования привели к разнообразию, каждый квартал уникален, дома не похожи друг на друга. Во времена Средневековья строили примерно так же, только тогда материалы и технологии не давали такой гибкости.

На месте одноэтажных домов быстро вырастают многоэтажки. Очень сомневаюсь, что кто-либо оценивал нагрузку на коммуникации, школы и транспорт от такого уплотнения. Но кого это интересует, когда есть деньги на стройку и бешеный спрос за счёт жителей деревень?

Местная фишка — дорогие ворота и большой забор. Притом дом может разваливаться, забор может быть из дерьма и палок, но обязательно — высокий и с финтифлюшками. Думаю, в городе вполне можно проводить конкурс на лучшие ворота, а потом печатать их на открытках.

Чистого неба жители Махачкалы не видят — всё в проводах. Думаю, столбы здесь не падают от старости и ветхости — они повисают в этой паутине:

Морально я готовился увидеть кучи мусора на улицах, но реальность оказалась лучше — в центре весьма чисто.

Хотя контейнеры постоянно переполнены, а мусор разлетается от ветра и растаскивается животными. Куда лучше закупать баки с крышкой или ставить мусорки с подземным мусорохранилищем.

Самый комфортный тротуар города:

... и обычный тротуар:

Среда на улицах довольно агрессивная: с одной стороны постоянный поток машин, кто-то вечно сигналит или рявкает двигателем, а с другой — заборы, яркие вывески, динамики и толпы людей, протискивающиеся через узкое горлышко. Благо, что хотя бы не все деревья вырубили ради парковки, а то было бы ещё и жарко.

За этот снимок старого фонарного столба я имел не самый приятный разговор с фсбшниками из здания напротив:

Автоматы с кофе и для пополнения телефона здесь на каждом шагу:

Серьёзно, между ними часто всего пара метров. При этом я ни разу не видел, чтобы ими кто-то пользовался. А вот автоматы-груши почти все убрали.

Единственная радость — веранды кафешек, это оазисы среди хаоса:

Бизнес понимает, что комфорт окупается и приносит деньги. Теперь осталось понять, когда это осознают на городском уровне.

Тут даже за счёт бизнеса делают благоустройство:

Для сравнения, сам город пока умеет лишь в такое благоустройство: плиточка, фонари «Парыж» без скамеек и много открытого грунта.

С учётом огромного количества предпринимателей, городу хорошо бы взять на вооружение иркутский опыт: город создаёт управляющую компанию, которая разрабатывает стратегию и проекты развития городских пространств, которые реализуются совместно с предпринимателями. Это в общих интересах: жители получают более комфортный город, а бизнес — больше выручки.

Хотя как привлечь подобный бизнес к работе с городом — вопрос:

Транспортная система города представлена приорами и маршрутками:

Троллейбус каким-то образом ещё выживает среди транспортного ада, но в целом всё на уровне бедных стран Африки.

Через центр города ещё проходит железная дорога, даже есть несколько электричек в течение дня — именно на ней я в итоге поехал до Дербента. В идеальной ситуации это могло бы стать спасением для города, ведь электрички — самый эффективный вид транспорта для агломерации, а тут она ещё и идёт через центр города насквозь!

Пример московских городских электричек хорошо показал, что при качественном сервисе люди пересядут в поезда, это будет работать даже круче метрополитена. В случае Махачкалы можно начать с постройки платформ, чтобы люди не с земли поднимались в вагон:

Но эта линия — ещё и проблема, она отделяет город от моря. Переходов мало и они не отличаются дружелюбностью:

К тому же это источник шума, особенно при проезде грузовых составов.

В принципе эти проблемы решаемы инженерно, от просто нормальных и частых проколов с доступной средой до накрытия путей колпаком и обустройства парка сверху. Другое дело, что эти проблемы не очень-то беспокоят РЖД, а у города может не хватать политической воли для их решения.

Пока же тут можно комфортно смотреть на проезжающие поезда — иногда это тоже приятно!

Хотя путь до променада лежит через помойки и парковку:

С пляжем дела обстоят не сильно лучше:

Песочек есть, раздевалки с вышками тоже, но купаться здесь нельзя.

Как и в случае всего города, на пляже получилась солянка из городской мебели и стилей построек. Такое чувство, что каждый мэр ставит здесь что-то от себя, заказывая всё нужное из разных каталогов — гармонии во внешнем виде нет.

Одно радует — на пляже можно бороться!

В следующем посте разберём Дербент — тут сейчас много разного урбанистического происходит!