October 19, 2020

Дербент: цитадель, древние районы и слив говна в море

Дербент — один из древнейших городов России. У него много достоинств, но так же много и проблем. В материале мы пойдём сверху-вниз, от старого к новому: посмотрим цитадель, древние и новые районы, дойдя до самого Каспия.

Сейчас в городе начинают активно заниматься средой и наводят красоту — посмотрим на работу, а в следующих частях разберём план по перезапуску города.

Цитадель Нарын-кала с налётом евроремонта

Дербент находится в стратегически важном месте: между морем и горами Кавказа — удобно для торговли и защиты, его даже прозвали «Каспийскими воротами». Первое упоминание относится к VI в. до н. э., современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость.

Сюда приезжает много туристов на автобусах и машинах, но нормальной площадки нет, перед входом просто кусок асфальта с хаотичной парковкой:

От цитадели к морю идёт две стены, которые почти полностью сохранились по наши дни. Раньше они уходили в само море, не давая оплыть город по мелководью.

Из цитадели сделали музей, несколько лет назад здесь провели реконструкцию.

Для начала здесь восстановили стены из того же ракушечника — разница хорошо видна со стороны. Нужно ли это было делать? С точки зрения туриста ответ будет скорее «да» — все видят не набор камней, а крепость, получается целостный образ. Вот только исторической ценности в новых камнях нет, а при реконструкции всегда возникает вопрос, какой именно период мы возвращаем: последний на момент работ или более ранний? Это всегда дискуссионный вопрос, поэтому часто развалины консервируют в виде руин — это самый честный подход к истории.

Как я понимаю, тогда же внутри сделали пандусы для доступной среды.

При благоустройстве здесь решили сделать «дорохо-бохато». Приходите посмотреть на историю, а тут столбы ажурных фонарей:

Городская мебель, фонари и прочие вещи не должны закрывать главное — историю. Поэтому в таких местах лучше всё делать в стиле минимализм. Диванчики с ковром — веранда кафешки, это хоть сколько-то интересно и отражает местную чайную культуру.

Кафешка:

Если вам нужно накрыть какие-то артефакты, то для этого лучше использовать стекло:

Деревья белить не надо, они и так красивые, а кора прекрасно защищает от всех возможных гадов — природа сделала красиво, не надо устраивать колхоз.

Фотозона на фоне ковров:

Фотозона на фоне типового «креатива» — за последние 5 лет, кажется, в каждом городе поставили этот отстой:

Магалы

Под цитаделью между стен идут жилые кварталы — магалы:

Средневековые улицы:

Ретроперспектива застройки:

Магалы, цитадель и буферная застройка входят в охранную зону Юнеско. При этом местное жильё постоянно перестраивается, большая часть так или иначе появилась в 20 веке. Например, раньше почти все крыши были плоскими, можно было легко ходить по ним между улицами:

1950 год

Новые материалы, бедность и отсутствие контроля привели к тому, что сейчас этот образ почти полностью утерян — крыши скатные и разноцветные:

Но ценность магалов в другом — здесь почти полностью сохранился уклад жизни и сообщество жителей. Некоторые дома передаются из поколения в поколения столетиями.

Здесь сохранилось религиозное неписанное разделение. Около 30 тысяч дербентцев исповедуют шиизм, при этом в старейшей мечети Джума одновременно молятся и шииты, и сунниты — как мне говорили, подобных примеров в мире больше нет.

Местами здесь всё ещё глиняный водопровод, который даже работает. Но вообще почти все уже провели к себе газ, канализацию, воду и прочие блага цивилизации.

Хотя некоторые публичные колонки всё ещё работают и люди туда приходят — вода есть не всегда.

Это, к слову, одна из проблем магалов — раньше ходьба за водой была частью общественной жизни девушек и женщин: там узнавали новости, знакомились и просто разговаривали. Потеря этой детали жизни незаметно ударила по многим, ведь других общественных пространств в привычном понимании здесь почти нет.

Ещё одна проблема — мусор. Здесь нет баков и централизованных площадок, все выносят пакеты перед приездом мусоровоза. Но после мусорной реформы у каждого региона свой единственный оператор — город не может как-то повлиять на его работу. Этоещё один гвоздь в крышку системы местного самоуправления.

При этом магалы долгое время считались неблагоприятным и опасным районом города. Так как жители хорошо знают друг друга, вторжение «чужака» на улицы всегда было заметным явлением, но никто не пытался разобраться в причинах такого отношения.

Так было до 2017 года, пока сюда не приехали урбанисты: команда МАРШ лаба с помощью тактического урбанизма и совместной работы с жителями решили благоустроить единственную площадь магалов. Так здесь появилась детская площадка, которую сколотили вместе с местными детьми и взрослыми. Позже здесь немного поменяли оборудование и добавили арт-объект, но покрытие и начало положили урбанисты вместе с жителями.

Через общую работу и ценности у всех появилось понимание, что здесь живут обычные люди, которые вовсе не против чужаков — просто они воспринимают пространство вокруг иначе. Это стало своего рода площадкой для знакомства и обмена информацией, игровая площадкалишь была предлогом для настройки социального процесса и доверия.

Местные приняли команду и площадь, она стала восприниматься своей и вошла в зону ответственности жителей. Её по сей день поддерживают в чистоте и порядке именно жители. А вот киоск пока не работает — это единственный магазин на округу, им владеет тётя Шоля, которая во многом помогала команде делать площадку, а ларёк был точкой притяжения для всех жителей.

Это и есть тётя Шоля, она сильно переболела в этом году и сейчас восстанавливается. Так как она всех знает и все знают её, благодаря знакомству с ней и её помощи команде МАРШа удалось добиться хорошего результата.

В ролике есть небольшое интервью с ней, заодно я показывал дом в магалах изнутри. По сути, это пирог из построек разного периода, когда каждое поколение что-то доделывало и переделывало.

Это бывший сад, который превратили в кухню, за дверью туалет:

После работы на площади началось более глобальное благоустройство улиц. Ранее здесь был просто открытый грунт без чего-то интересного:

1950 год

За полвека где-то уложили асфальт, где-то накидали плитку, никто не парился насчёт коммуникаций — получилось примерно так:

Затем город выиграл грант на благоустройство этой части города. У архитекторов была задача принести современный комфорт для жителей и туристов, но при этом не разрушить уникальность места (как это сделали в цитадели). Иными словами, нужно было сделать так, чтобы у каждого сложилось впечатление, что это тут было всегда. Получилось так:

Все провода убрали под землю, заодно поменяли коммуникации, сделав запас на будущее. Бонусом провели скоростной интернет. На улицах стало возможно ходить в любую погоду и в любое время суток. Единственной проблемой остался газ, который не получилось убрать под землю.

Цитадель с районом связали новой лестницей — это должно упростить путь туристов сверху вниз, но об этом просили и сами жители. Иными словами, здесь не пришлось решать дилемму «или туристы, или жители» — интересы всех сошлись.

Все детали минималистичны, архитекторы прозвали это «нулевым благоустройством» — ты не замечаешь их, пока они тебе не пригодятся. А вот с доступной средой что-то пошло не так, по таким пандусам можно съехать лишь один раз.

Это Наталья Бавыкина из бюро Апрель — она (и не только) работала над проектами в городе. На фото ещё интересны придомовые участки — они были вне границ проекта, сами жители скопировали мощение с улицы и сделали у себя на участках — это признание!

А здесь работы только начинаются:

Новый город

Здесь всё скучнее и менее лампово:

Даже заборы как в Петербурге или Краснодаре:

Как и раньше, город живёт в основном торговлей. Хотя официально порядка 67% жителей работают в бюджетной сфере.

Как и в Махачкале, здесь огромное количество мелкого и среднего бизнеса. Это замечательно, хотя с точки зрения чиновников это ад: при каких-либо работах нужно договариваться с каждым о вывесках, самострое или благоустройстве.

Но порядка в Дербенте куда больше, если сравнивать с Махачкалой. Как минимум тут нет засилья разных автоматов на улице. Сейчас тут работают над туристической милей: чтобы турист от цитадели мог дойти до морского побережья. Лестница в магалы – как раз часть этого плана, а с внешней стороны северной стены заканчивают благоустройство бульвара:

Вообще, его уже реконструировали в 2015 году к юбилею Дербента. Я так понимаю, что тогда к празднику полгорода замостили плиткой и расставили ажурные украшательства. Вот только никто не подумал, зачем это делать и будут ли там проводить время люди.

Идти вдоль стены под палящим солнцем скучно и некомфортно, поэтому простой заменой плитки место не улучшить.

Сейчас тут высадили пальмы, будут павильоны с местными товарами, качели, подсветка стены и выставка найденных артефактов.

Хотя надо сказать, что сама стена обладает большой ценностью, по ней можно отслеживать историю города. Но это не мешает жителям пробить её ради провода или отвода воды. Город же не может с ней ничего сделать — это федеральный памятник, как и сама крепость.

Недавно же тут закончили делать пешеходную улицу:

было
стало

Обидно за старые деревья, но что-то мне подсказывает, что это были мусорные породы и «само выросло» — в таких случаях без порубки редко обходится, к тому же часть деревьев оставили. Делать в подобном климате улицу без тени было бы глупо, поэтому высадили новые:

Внизу приствольные решётки — всё как положено:

А вот урны получились монструозными и как будто из пенопласта:

Но в контексте пешеходных улиц не так важны урны и скамейки, как функционал улицы: есть ли на ней бизнес и точки притяжения или нет. Если есть — люди будут ей пользоваться, если нет — она будет стоять пустой даже с самыми красивыми лавками в мире. Здесь с этим всё в порядке.

Особенно меня порадовали перекрёстки: все проезды подняты до уровня тротуара с сохранением мощения — водители гарантированно притормозят перед таким переходом, приоритет тут очевиден. К тому же здесь никогда не будет луж, спасибо физике.

Отдельно приятно удивила подсветка: подвесные лампочки выделяют перекрёстки для пешеходов вдоль улицы, а водители точно увидят подходящих пешеходов. Получилось не просто безопасно, свет стал частью навигации на улице.

Недалеко есть Домик Петра — во время военного похода 1722 года и захвата города Пётр I жил в землянке, которую в 19 веке обнесли колоннадой. В советские годы памятник превратили в столовую при заводе, в наши годы Домик считали утраченным, но его случайно нашли. Несколько лет назад над развалинами сделали стеклянный купол с колоннадой, а вокруг сделали музей.

Стёкла нужно регулярно мыть, но про это часто забывают.

Во время прогулки по городу часто можно встретить плакаты «Дербенту 2000» и «Дербенту 5000» — речь о возрасте города, с ним здесь не совсем определились. Местные считают свой город самым древним на территории России, а официальный возраст занижен по политическим причинам, чтобы самым старым городом была Керчь.

Тут сложно что-либо сказать, но плакаты было бы неплохо просто снять — они выцвели и уже никак не красят город. Ещё в городе работает прокат электросамокатов, они добрались даже сюда.

Море есть, но моря нет

Сегодня Дербент отрезан от Каспия железной дорогой и застройкой. Кроме того, стоки домов поблизости ведут отходы прямо в море. Видно, что сейчас жители не осознают ценность воды в городе, к ней относятся по-бытовому и варварски.

Например, это ближайшая к морю улица — она больше напоминает промзону на окраине, чем пляжную зону:

В городе уже строят очистные сооружения, но канализация — не единственная градостроительная проблема. Последние годы Дербент развивался попой к воде: здесь не живут, мало гостиниц, нет активностей для жителей и туристов, сама среда прогоняет человека от воды.

Как здесь хотят открыть город воде, решить жилищный вопрос и завлекать туристов — об этом говорим во второй части, где разберём мастер-план и ближайшие проекты города ->следующая часть про Дербент