Как старые вывески изменили Рыбинск
В этом году фотографии Рыбинска хорошо разлетелись по сети благодаря необычному дизайн-коду: вывески исторического центра теперь имитируют дореволюционные за счёт орфографии и материалов. Это отличный пример важности городского дизайна, когда небольшие детали и общая работа сделали рекламу городу на всю страну.
Но и кроме вывесок здесь есть несколько интересностей: частный троллейбус, неплохая реконструкция центральной улицы и общая аккуратность.
Умная настройка главной улицы
Несколько лет назад Крестовую улицу реконструировали. Может показаться, что ничего кардинально не поменялось: поставили новые фонари, замостили тротуары и обновили по мелочам — ничего грандиозного, скорее капитальный ремонт. Но это не совсем так.
Улицы бывают разных категорий — это относится не только к транспорту, но и к важности общественного пространства. Улицей в историческом центре люди пользуются не так, как улицей в промзоне, даже если их ширина и количество полос одинаковые. Поэтому любой уважающий себя город делает свой центр удобнее для пешеходов, а не закатывает всё в асфальт для машин.
Здесь это явно понимают, потому что для машин закрыли движение в одну сторону, сделав выделенную полосу. Подъезд к домам и заведениям остался, но часть автотрафика увели на соседние улицы — Крестовая стала тише и чище, по ней приятно гулять. При этом получился приоритет общественного транспорта: он едет прямо, а на машине приходится делать петли. Это правильное управление мобильностью жителей: в центр удобнее на троллейбусе и пешком, оставь машину во дворе.
В самом центре у бульвара к Волге проезжая часть замощена — это хороший приём, чтобы показать приоритет пешеходов и более центральный статус места:
Хотя лучше было бы восстановить оригинальное булыжное мощение, а более ровную плитку уложить в зоне переходов.
Было бы хорошо восстановить и этот фонарь над площадью, именно такие детали формируют любовь к городу и истории:
При этом на одном из перекрёстков я нашёл старую опору — почти уверен, что её сохранили специально. Раньше таких было много, а сейчас это артефакт прошлого:
Но вернёмся в настоящее и посмотрим ещё на приёмы дизайна. Парковка убрана в карман, а выступ не даст водителям проехать прямо из ряда на поворот. Радуют малые дорожные знаки — именно для таких улиц мы их внедряли в первую очередь: они не портят облик города и экономят деньги бюджета.
Переходы с выступами улучшают видимость пешеходов и сокращают время перехода, зебра становится комфортнее и безопаснее для всех. Ещё во время ожидания зелёного нет толкучки — люди стоят сбоку от самого тротуара. Разуклонка улицы тоже не пострадала, для этого вдоль старой линии бордюра сделали желоб:
Хотя местами деревьев явно не хватает:
- Столбы слишком большие для такой улицы, они начинают доминировать над улицей. Радует, что они хотя бы чёрные и псевдоисторические, но будь они на метр ниже — было бы в разы лучше.
- Заезды во дворы не приподняты до уровня тротуара.
- Почти все переходы П-образные. Это странно, потому что там всё равно отдельная фаза для перехода во все стороны. Видимо, транспортную модель делали для другой настройки светофоров и в угоду машинам.
- Кнопки вызова перехода на центральной улице — плохое решение. Вызывная фаза — решение для загородных трасс, улиц в промзоне или на окраине, а никак не в центре города. В качестве компромисса это можно принять, когда есть приоритет для общественного транспорта, чтобы светофор видел пешеходов, но тут такого приоритета я не увидел.
К улице примыкает Красная площадь, раньше она была такой:
Площадь теперь пешеходная и с Лениным на месте Александра II. Было несколько версий Ленина, текущую вряд ли можно назвать удачной: одного взгляда хватает, чтобы понять, что он здесь не на месте — памятник несомасштабен окружению и постаменту. Хотя, может это сделано специально?
Лунки под деревья есть, но деревьев нет:
Люки с историческими датами и названием города:
Афишные тумбы — историческая деталь, которая почти полностью пропала из наших городов. Хорошо, что здесь их вернули:
А что с другими улицами?
Это та же улица, но чуть дальше: царство заборов.
Единственное отличие от большинства других городов — здесь массово ремонтируют фасады. В остальном всё как везде.
Вывески под старину
Можно сказать, что я ехал ради них:
Про дизайн-код у меня был отдельный пост, за последние годы многие города начали следить за своим внешним видом и вводить рамки дозволенного для рекламы. Но здесь пошли дальше, заложив в регламент историческую отсылку: пусть у всех вокруг будут аккуратные вывески из пластика и неона, а у нас — дореволюционная орфография и краска по дереву.
Даже крупные федеральные сети отошли от своих стандартов — это очень круто!
За полтора дня в городе я заметил лишь два таких антипримера — это неплохой результат! Хочется верить, что сами бизнесмены поймут выгоду красивого и интересного города, ведь это монетизируется и в общих интересах.
В целом это хороший пример создания айдентики города: важна идея, а не размер бюджета.
Само собой, что такие вывески подойдут лишь для дореволюционной застройки: архитекторы специально оставляли место для вывесок и она более гибкая для такой рекламы. Если такую вывеску разместить на панельном доме, то получится полный отврат.
Но есть большая ложка дёгтя в этой истории: пластик.
Для каждой эпохи свойственны свои материалы и приёмы, выдирать деревянные двери и ставить пластик — это как прийти на бал в шлёпках. Смотришь на приятные дома и вывески, подходишь к дверям поближе и утыкаешься в дешёвый пластик.
Если уж хотите воссоздать исторический облик и зарабатывать на нём, то нужно идти до конца. Тем более даже пластик можно имитировать под дерево — это дёшево и не так бросается в глаза. Но, само собой, лучший вариант — возвращать деревянные двери и хотя бы делать единую расстекловку в окнах.
На ларьки тоже зачем-то распространили дизайн-код, хотя они целиком из пластика и квадратные — вот тут диссонанс полный:
Частный троллейбус
Да, местное предприятие частное — это редкость для России. Оказывается, троллейбус может существовать на выручку от пассажиров. После развала СССР часть маршрутов закрыли, но при этом открывают и новые.
По Крестовой троллейбусы при мне ходили часто, примерно каждые три минуты.
И тут есть интересный момент: летом администрация попыталась закрыть маршрут №5 с формулировкой «слишком часто ездил», нарушал права других перевозчиков и принципы конкуренции. То есть троллейбусное предприятие пытается быть эффективным, а его за это бьют по пальцам и голове.
Перед этим в городе запустили автобус №25, который почти полностью дублировал троллейбус №5. Это очень похоже на применение административного ресурса для продвижения нужного частника. К счастью, жители не дали чиновникам закрыть троллейбусный маршрут, шумиха помогла.
Частное предприятие или городское, не важно: задача города — организовать эффективное передвижение жителей. В той же Москве вообще работает и Мосгортранс, и частные предприятия, но город нормально расторговал маршруты и они не мешают друг другу — каждый работает в своей нише.
Маршрутка и ПАЗик — это уровень бедных стран Африки, троллейбус же — экологически чистый магистральный транспорт. Если чиновники действительно считают, что маршруты должны конкурировать друг с другом за пассажира, то я бы на месте мэра открыл вакансию главы дептранса на хэдхантере и других ресурсах.
Рыбинск — это хорошо
Здесь плотный исторический центр, за которым ухаживают и чью ценность понимают — так случается далеко не всегда. Кроме того, в Рыбинске умеют нешаблонно подходить к задачам, поэтому в общем и в деталях получаются неплохие вещи — это вообще редкое явление для России.
За последние 30 лет город потерял почти 75 тысяч жителей: в 1990 году здесь жило 255 000 людей, а в 2020 — 185 000. Это огромная проблема, но тем важнее заниматься городской средой и создавать возможности для жителей. Речь не только про больницы и школы или благоустройство дворов — проекты города должны быть фундаментом для развития бизнеса и привлечения людей. Туризм может стать этим драйвером, особенно с закрытыми границами.
Проблема Рыбинска во многом схожа с польской Лодзью, которая также потеряла значительную часть жителей за последние десятилетия. Там за счёт вложений в транспорт, комфортные улицы и искусство переоценивают свой город, делая его интересным и удобным для жизни и бизнеса.
Но важно работать не только с улицами или общественным транспортом — нужно искать новые смыслы: зачем сейчас люди живут в Рыбинске? Если у жителей нет ответа на этот вопрос или всё упирается в «у меня тут работа, семья и друзья», то город так и будет продолжать терять людей. Для этого важно искать сильные стороны и прокачивать их. На примере Люблина я рассказывал, как бренд вытащил город из кризиса — Рыбинску было бы хорошо взять на вооружение все доступные средства и работать по всем фронтам.