Таганрог: человеческий масштаб города
Можно сказать, что в Таганроге я оказался случайно. Я хотел съездить на несколько дней куда-нибудь, развеяться и набрать материал для публикаций. Основной выбор был между Ростовом-на-Дону и Пермью. Я почти уже купил билеты в Пермь, как мне написал Кирилл, который помогает мне с монтажом роликов: он предложил заехать в Таганрог, пообещал экскурсию и что я не пожалею. Что ж, я не пожалел!
Электрички и проданный вокзал
Из Ростова я приехал на электричке. Поезда ходят часто, хотя с расписанием есть проблемы и очень мало экспрессов. Радует, что электрички новые, хотя высокопольные вагоны плохо дружат с низкими платформами — когда-нибудь у нас научатся делать технику (или хотя бы часть секций состава) с низким уровнем пола.
Дальше тоже всё непросто: это тупиковая станция со старым вокзалом, но основная часть вокзала была каким-то образом продана. В результате нужно выходить через калитку сбоку, а для посадки в поезд проходить контроль и шмон в бытовке.
Первое впечатление о Таганроге: ты приехал на парковку.
Вокзал построили в 1870-м, он был главным до 1962 года. После его стали называть Старый, или «Таганрог-2», а новенький центральный вокзал – «Таганрог-1».
В 2014 году часть старого вокзала была занята Международным политехническим музеем, вокзал переехал в пристройку рядом. СКЖД даже обещала его отреставрировать к 2022 году. Основное же здание недавно выставили на продажу за 40 млн рублей, купить можно частями.
Напротив вокзала площадь с паровозом и тактическим благоустройством неизвестного авторства, даже полено для ног есть. Устал с дороги? Отдохни!
Трамвай — ходит, но ему плохо
В ноябре 1932 года по улицам города пошёл первый трамвай. Несмотря на убитое состояние и маршрутки, трамвай пользуется спросом: сеть почти не пострадала за последние десятилетия, здесь нет проблем новых районов в поле без трамвая (потому что бурного строительства и не было после развала СССР), плюс многие пути обособлены и покрыты дикой травой.
С трамваем здесь классическая проблема: он есть, но денег на него нет. Точнее, деньги есть всегда, а вот достоинства этого вида транспорта понимают далеко не всегда. У трамвайных систем огромный запас прочности, сейчас здесь всё ездит ещё на советских рельсах и вагонах.
Здесь не стали снимать пути и исправно выпускают вагоны на маршруты, но с такими путями далеко не уедешь:
Недавно здесь заключили концессию с «Синарой», чтобы обновить трамвайное хозяйство и дать людям нормальный общественный транспорт. Это скорее хорошая новость, в текущих реалиях не так много вариантов быстро привлечь деньги на пути, вагоны и платформы. Потенциально же здесь можно сделать трамвай не хуже петербургского Чижика (хотя сейчас это кажется ненаучной фантастикой).
Вот только ничего идеального не бывает, у концессий есть свои подводные камни и проблемы — это инфраструктура в кредит: если обновить разом пути, вагоны, депо, подстанции и прочие вещи своими силами (или просто от лица города), то это обойдётся в 1 монету, которую для начала нужно будет ещё найти. А с концессией деньги не нужно искать сразу, но есть риск переплатить на 2-3 монеты.
Хорошо о плюсах и минусах концессий написал Владимир Валдин в этой статье.
Бессмысленное и беспощадное благоустройство
Ещё лет 10 назад никто не понимал, зачем нужно благоустройство и зачем вообще вкладывать деньги в города. Сегодня это понимают на федеральном уровне, многие города и регионы хорошо прокачали эту тему и появились целые школы. К сожалению, про Таганрог ничего хорошего сказать я не могу, последний проект города это хорошо доказывает.
Например, для нескольких кварталов Петровской улицы в центре города по федеральной программе сделали крутой проект: через благоустройство поднять ценность недвижимости, привлечь инвестиции, стимулировать развитие бизнеса и так далее. Всё это прошло обсуждение жителями, получалась такая красота:
И что сделал город? Сократил всю программу до вырубки деревьев, замены плитки, ремонта труб и установки дополнительных столбов!
Я снимал улицу ещё до высадки новых деревьев, но это даже к лучшему. Здесь, на юге с жарой в летние месяцы, догадались порубить старые деревья и заменить их прутиками — это прямо нужно суметь. При этом закупка и высадка более-менее взрослых деревьев сегодня стала нормой для многих городов России, это не фундаментальная проблема.
Ещё тут хотели убрать провода под землю, но... забыли договориться с собственниками старых столбов и проводов, в итоге старые столбы и провода останутся. Но это не помешало поставить новые столбы! То есть вместо того, чтобы сделать улицу визуально чище и светлее, здесь ещё больше захламили её столбами!
Отличный пример, как некомпетентность и организационный бардак сжирает бюджетные деньги с отрицательным выхлопом.
Но всё-таки хороший выхлоп у проекта есть — несколько месяцев улица была закрыта для машин и... коллапса не случилось. Уже сейчас можно начать перекрывать движение хотя бы на выходные, а в будущем нормальный мэр сможет сделать здесь пешеходную зону и активный центр.
Местные дворы
По своей атмосферности они явно уделают знаменитые берлинские дворы. Здесь хочется заглядывать в каждую арку, потому что там точно будет что-то интересное и атмосферное.
Во многих дворах сохранились старые детали типа модернистских окон:
Но главная фишка дворов — старые колодцы:
Многие из них дореволюционные и всё ещё действующие:
Странно, что ещё нет экскурсий по местным дворам, а ещё было бы круто продавать открытки с ними. Самое обидное, что ты хочешь купить что-нибудь на память, хотя бы магнит или открытку, но ничего такого нет.
Главное, чтобы какой-нибудь мэр или губернатор не решил начать программу благоустройства дворов — это будет конец их аутентичности.
Артефакты богатого прошлого
Иногда прямо на улице можно встретить дореволюционную плитку для интерьеров. Невероятно живучая керамика:
В центре большая концентрация исторического наследия, не всё в хорошем состоянии, но всё же без жести.
Таганрог — историческое поселение, что позволяет городу регулировать высотность, прописывать фасады зданий и охранять историческую среду комплексно. К сожалению, пользоваться инструментом у нас умеют далеко не всегда.
Например, в октябре Ростелеком начал ремонтировать кровлю здания главпочтамта и вместе с этим, под предлогом заботы о жителях, решил избавиться от декоративных элементов. Просто решили сбить часть фасада!
Кирпичное здание почтамта, оно же банкирский дом Давидовича, построено в 1912 году в стиле модерн. Сейчас дом принадлежит двум собственникам — Ростелекому и Почте России, которые не очень переживали за состояние исторического наследия города и довели его до ужасного состояния, когда кирпичный декор начал просто разваливаться.
Вместо того, чтобы укрепить или хотя бы законсервировать аварийные элементы, Ростелеком решил снести все под чистую, изуродовав оригинальный облик здания. Еще и преподнесли это, как заботу о безопасности.
Самое печальное в этой истории, что сам почтамт не является объектом культурного наследия, но он входит в Ансамбль застройки улицы Фрунзе. То есть под охраной не само здание, а вся улица. Вот только данных об этом в открытом доступе нет, а администрация Таганрога даже не знала о работах.
А если зайти в особняк, где сидит один из департаментов самого города?
Смотрите, какая лестница! Да она одна достойна того, чтобы приехать в Таганрог!
... но стоит посмотреть по сторонам, как становится печально. Предметы интерьера за 100 лет после национализации были варварски уничтожены.
Но особо отличился департамент капитального строительства, они просто впихнули самую дешёвую убогую дверь в прекрасную входную группу. Стоит ли удивляться проблемам с наследием и благоустройством после такого?
К сожалению, о памяти предков и важности истории у нас очень любят рассуждать раз в году, после чего радостно отправляют прошлое на свалку. Пока основная надежда на неравнодушных жителей, которые понимают важность оригинальных деталей и осознают ценность каждого кирпича. Например, в Таганроге есть частная небольшая коллекция кирпичей.
На фото Елена Алексеенко, которая сначала начала исследовать историю местного кладбища и через это вышла на тему клеймов на кирпичах. Например, в Таганроге были найдены кирпичи с мануфактуры предков Михалкова. Каждый кирпич — большая работа с архивами, изучение истории города и его жителей.
Часто находки в прямом смысле валяются на помойке. Например, при реконструкции площади в центре города строители нашли фундамент снесённого храма, артефакты просто выкинули, а Елена подобрала. Или дореволюционная облицовка печей — жители кидали их на землю и просто ходили по ним.
Эту дверь просто вынесли на задний двор, она стояла под дождём и разрушалась. Вместо реставрации красоты, которая будет радовать всех ещё пару сотен лет, всё просто отправили на помойку.
Богудония — средневековый город 21 века
Помните магалы Дербента? Там до наших дней дошла структура кварталов и уклад жизни, сейчас это зона охраны ЮНЕСКО. Ещё там в карьер скидывают мусор, а сверху строят дома. В общем, Таганрог и Дербент в чём-то очень похожи!
Если вы устали от одинаковых панелек, магистральных улиц, дворов с огромными площадками для разворота пожарной техники (которые запаркованы) и просто города для машин — вам в Богудонию! Это рыбацкий район в центре Таганрога, и здесь не ступала нога градостроителя!
Дома и лачуги построены на оврагах, которые последние лет 200 использовали для складирования мусора — после каждого шторма здесь что-то отваливается, а краеведы находят новую порцию старой посуды, кирпича и прочего добра. Плюс местность входит в защитную зону крепости, которую строили ещё во времена Петра, до наших дней дошёл лишь рельеф защитных сооружений.
Свалка с неустойчивым грунтом и статус места спасли Богудонию от сноса и централизованной застройки. Промысел же местных жителей не менялся здесь с самого начала — район был и есть рыбацкий.
Все дома, тропы, скамейки, проезды и лестницы сделаны самими жителями. ГОСТы и строительные правила? Пффф! Это в прямом смысле средневековый город с кривыми улочками без машин и канализации, где нет одинаковых заборов и домов.
Удивительное место, крайне рекомендую!
Закос под Европу
Сегодня у Таганрога есть собственный дух и лицо, его не перепутаешь ни с одним другим городом мира. И это я ещё опускаю тема Петра I, который начинал здесь строить флот и крепость, а также ничего не говорю про Чехова (он тут родился). Но вместо понятия, принятия и поддержки собственной уникальности здесь зачем-то пытаются копировать других.
В центре построили Европейский квартал, где радостно имитируют Англию, Нидерланды и архитектуру других стран.
С одной стороны, это первая полноценная пешеходная торговая улица с площадью для мероприятий, здесь можно наделать снимков в Инсту, назначить встречу или просто прийти в выходные и отдохнуть с детьми или друзьями. На вторых и третьих этажах же расположены офисы. Это куда лучше, чем типовой торговый центр.
С другой стороны, это совершенно несвойственная для юга России архитектура, она отторгает. Взять тот же шпиль, который торчит на всех панорамах города. Подобное может нормально восприниматься людьми из деревень, которые видели лондонскую будку лишь на фотографиях, но даже на общероссийском уровне это играет против Таганрога. Нужно не пытаться копировать чужое, а придумывать своё.
Таганрог — город человеческого размера
Главное впечатление о городе — сомасштабность человеку: нет монструозных площадей и улиц, но и зажатости не чувствуется. Среда же насыщена деталями и историями, по улицам интересно ходить, заглядывать во дворы и любоваться палисадниками.
Таганрог — город с человеческим лицом, где просто хорошо. Во многом его спасла бедность, поэтому тут не успели натворить ошибок за последние лет 40. Но работать с городом деликатно и с уважением к жителям тут тоже пока особо не получается.