Автобусный парк 21 века: изучаем скрытую жизнь общественного транспорта.

Хороший общественный транспорт — это не вопрос техники и бюджетов. В первую очередь это организационный подход. Некоторые тратят огромные бюджеты на новые трамваи и автобусы, а они стоят в пробках или просто горят на улице. Другие же недорогими решениями и каждодневной работой делают автобусы и трамваи такими же быстрыми и надёжными, как метрополитен.

Во время поездки в Белгород мне удалось попасть в новый автобусный парк Единой транспортной компании города — именно так должна выглядеть база перевозчика, чтобы транспорт работал как часы.

Старые проблемы и новый оператор

Несколько лет назад в Белгороде была классическая для России ситуация: много маленьких дублирующих маршруток, которые гоняют и подрезают друг друга, немного больших автобусов и немного троллейбусов. В городе даже были нелегальные перевозчики, которые вообще работали без документов.

Сегодня в России распространены две модели работы общественного транспорта:

— Перевозчик выигрывает конкурс и берёт себе всю выручку от билетов.

— Перевозчик выигрывает конкурс, город забирает выручку себе и платит предприятию за пройденные километры и перевезённых пассажиров.

В первом случае предприятие не может нормально планировать свою работу и есть желание работать лишь на прибыльных маршрутах. Но главное, что каждый перевозчик конкурирует с другим за пассажира — привет гонкам на улицах, отсутствию рейсов в отдалённые районы и по вечерам.

Тут много чёрного нала, дикие переработки, а автобусы часто вообще хранят по ночам во дворах. Зато городские и региональные власти максимально не вмешиваются в ситуацию, от них требуется только разыграть конкурс.

Второй сценарий — предприятие выполняет контракт, есть понятная экономика и возможность планировать. Город же может вводить единые проездные, делать бесплатные пересадки, создавать более эффективную маршрутную сеть без дублирования и так далее. Все транспортные реформы последних лет (Москва, Тверь, Новокузнецк и тд) как раз идут по этой схеме.

В Белгороде решили перейти от первого ко второму и провести транспортную реформу (сейчас сроки съехали на 2021 год). Под это дело в 2019 году была создана ЕТК, её доли распределены между областью, районом и городом. Одновременно начали закупать новые автобусы и строить парк с технической базой в пригороде. Троллейбусы с депо в центре города тоже находятся в управлении компании.

Никаких бумажек

У каждого сотрудника есть пластиковый пропуск с разными уровнями допуска. Например, у водителя автобуса при проходе через турникет фиксируется время прибытия на работу, затем касанием карточки у диспетчера формируется персональный электронный путевой лист, где закрепляется маршрут и расписание:

Медицинский осмотр тоже автоматизирован: всё по карте, бесконтактно и за одну минуту. Всего здесь пять комплексов, то есть одновременно проходить осмотр могут пять сотрудников — это неплохо, ведь по утрам нужно выпускать сразу много автобусов на линию. Аналогичные аппараты я показывал вам в депо Чижика.

Следующий шаг — получение терминала и мелочи для сдачи. Все нужные окна и кабинеты находятся в одной зоне по соседству, водителям не нужно бегать между разными этажами и корпусами.

Дальше же по коридору идёт буфет. Можно заказать централизованную доставку еды на каждый день или же разогреть свою. Интерьер уделает многие кафешки города:

На втором этаже — кабинеты начальства, диспетчеров, бухгалтерии, колл-центра и программистов. Кстати, я впервые за все годы поездок по России встретил нормальную навигацию при входе в парк:

Я часто повторяю, что дизайн и архитектура всегда отображают заложенные ценности — это ещё одно наглядное подтверждение: хороший интерьер для привлечения молодых и квалифицированных сотрудников, стеклянные перегородки для прозрачности процессов и адекватная логистика между кабинетами для экономии времени.

Качество работы складывается из многих деталей, дизайн рабочей среды — один из важнейших, поэтому крупные успешные компании уделяют этому много внимания. Когда вокруг чисто, удобно и красиво, то и работать легче.

Здесь же учебный класс и место для собраний:

Работа механиков тоже цифровизирована: во время осмотра техники у каждого сотрудника есть планшет, где он прямо около автобуса отмечает исправность узлов и указывает на проблемы. Если нужен ремонт или замена детали, то в момент нажатия формируется наряд-заказ на выполнение работ.

Проще говоря, механик не бегает постоянно до офиса и не тратит время на заполнение бумаг — он осматривает технику. Заявка на ремонт не потеряется, автобус будет отремонтирован в самые быстрые сроки, чтобы он выехал на линию и зарабатывал предприятию деньги.

Мойка-осмотр-стоянка-город

Утренний ритуал водителя я примерно описал, теперь давайте через порядок работы посмотрим на базу предприятия. Готовить технику к выпуску здесь начинают вечером, а не утром — это сделано, чтобы в случае чего была ночь на ремонт и выпуск машины в город утром.

С 8 часов вечера автобусы начинают возвращаться в парк. Первым делом они едут на мойку. Здесь четыре  автоматических комплекса для мойки кузова, после каждого идёт стоянка для внутренней уборки и дезинфекции.

Мойка очищает часть использованной воды и пускает её по второму кругу для экономии.

Дальше чистые автобусы заезжают в зону осмотра:

У каждой линии несколько постов для осмотра, на каждый подведены воздух для пневматических инструментов и подача масла. Выдача масла идёт по карте и привязывается к конкретному автобусу, всё синхронизируется с бухгалтерией и складом.

Если всё хорошо, автобус отправляется на парковку. Весь комплекс рассчитан на 600 автобусов, сейчас город обслуживает суммарно порядка 450 автобусов. Вот эта партия только пришла и идёт приёмка, город приобрёл их по льготным условиям в рамках федеральной программы Безопасных и качественных дорог.

Ремонтная зона

Если что-то пошло не так — автобус попадает сюда:

Для начала — тут чисто! На полу лишь лужи после мойки и снега.

Город закупает автобусы у ГАЗа, поэтому вся база подстроена под них. Парк прошёл сертификацию у производителя, став официальной ремонтной базой для всей области. Проще говоря, здесь сами чинят технику по гарантии. И не только свою, но и чужую — это позволяет зарабатывать на сторонних клиентах.

Интересный факт: отработанное масло здесь собирают автоматически и используют для отопления предприятия. Не нужно платить за утилизацию, предприятие наоборот экономит за счёт этого!

В планах у ЕТК запустить собственную покрасочную камеру и пункт технического осмотра на самой базе в ближайшее время. Тогда весь цикл обслуживания техники будет проходить внутри самого предприятия.

Можно ещё такого?

Как мне сказали, этот автобусный парк — первый в России парк такого уровня, построенный с нуля за последние 30 лет. Дошло до того, что в начале проекта просто не могли найти проектировщиков для работы, пришлось заниматься всем самим.

Меня порадовали две вещи: чистота и внимание к деталям. Первое, надеюсь, расписывать не надо — это очевидная вещь, но она почти никогда не встречается в подобных местах. Со вторым интереснее: например, здесь развернули здание мойки, чтобы водителям было удобнее заезжать в него, избегая острых углов — это требует меньше движений и снижает шансы въезда в стену.

Или другой пример: в вечернее и ночное время сотрудников здесь развозят с помощью такси — людям удобнее сразу ехать до дома, а для предприятия это оказалось дешевле развоза своими силами (хотя казалось бы...). И таких организационных и дизайн решений очень много — каждая деталь на своём месте и мне могли объяснить, почему сделали именно так, а не как раньше.

В общем, качественный общественный транспорт начинается с чистых автобусов, довольных водителей и хорошей команды. Хочется, чтобы таких примеров было больше в России, а белгородской ЕТК было бы хорошо организовать экскурсии для жителей, наверняка это будет пользоваться спросом!

----------------

Следить за новостями урбанистики в соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Твиттер, Инстаграм, Ютуб