Что делать с советскими ДК?
Жизнь человека не ограничивается домом и работой, нам всем требуется «третье место» для отдыха, развлечений, встреч с друзьями и саморазвития. Сейчас за это отвечают развлекательные центры, базы отдыха, бары, рестораны и многие другие места.
В советские годы было иначе: у государства была полная монополия над всеми сферами жизни общества, в том числе и над культурной. Поэтому в наших городах и сёлах стали появляться Дворцы культуры с кружками, залами для выступлений и своей программой — ничего подобного за пределами бывшего СССР нет.
После развала не все дирекции перестроились на новые экономические и культурные реалии, многие оказались не у дел. В итоге ряд зданий брошены и просто разваливаются, некоторые переделаны под другие нужды (привет К&Б) и лишь малая часть продолжает выполнять какие-то функции. Многие чиновники и политики видят в ДК одни проблемы: здания требуют больших вложений и не очень понятно, а нужны ли они вообще людям сейчас.
ДК нужны, просто их нужно переосмыслить. Вот несколько примеров, кто и как это делает.
Зачем сохранять старые ДК?
В 1975 году в России было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 42 тысяч. Одновременно с этим всё чаще в наших городах вскрывается проблема скуки: людям просто нечем себя занять в свободное время.
Многие ДК были типовыми, но за годы работы они обросли человеческими историями и уникальными чертами, став носителями социокультурной жизни страны на протяжении 80 лет — ничего подобного не было за границами СССР. Снос и перестройка ДК — это уничтожение местных культурных особенностей и истории места.
Например, на фотографиях внизу — «Малахитовая комната» во дворце культуры города Дегтярск, посвящённая произведениям писателя Павла Бажова. Он стал известен благодаря сборнику сказов «Малахитовая шкатулка», но немногие знают, что другое название этого сборника — «Уральские сказы». Сюжеты сказок Бажова можно увидеть в декоре многих уральских ДК.
Идентичность в типовом и Воронеж
Что делать с этими ДК? Это хороший вопрос, которыми задались в 2018 году архитекторы Алексей Боев и Дарья Наугольнова: они работали над проектами переосмысления ДК «Машиностроителей» в Воронеже, но в какой-то момент осознали масштабность задачи и начали исследовать другие ДК в поисках уникальных черт в типовых решениях. С помощью социокультурной настройки и учёта новых реалий они ищут способы оживить старые стены, придав им новые функции с сохранением истории.
Так появился проект «Идентичность в типовом», в рамках которого в 2018-2019 годах переосмыслили Городской ДК в Воронеже. Сейчас завершены работы с фасадом и первым этажом:
Архитекторы максимально раскрыли фасадное остекление, избавившись от ненужных штор и заложенных проёмов и добившись того, чтобы первый этаж дворца стал открытым и прозрачным. Гипсовые элементы на фасаде сохранили, очистив и покрасив, — сбитым оказался лишь барельеф на вертикальном объёме лестницы. Для него изготовили декоративное панно из сочетаний слов «дворец», «культура», «Воронеж».
Может показаться, что здесь просто обновили интерьеры, оставив основные черты эпохи модернизма в деталях, но всё куда сложнее: сначала здесь изучили здание, выяснили, как оно работает, чего не хватает посетителям и району в целом. Только после этого появился проект и вышли строители. В задачи архитекторов также входило повышение эффективности и рентабельности учреждения.
Каменка из Красноярска
В промышленном районе Красноярска есть бывший «ДК Сибтяжмаша» в сталинском стиле. Сейчас это пространство «Каменка» и точка притяжения городского масштаба. Внутри смесь старого и нового:
Здесь часто проводят разные фестивали, лекции и показы под открытым небом, здесь же есть кафе и сувенирный магазин. Район вокруг скорее считается неблагополучным, но за счёт работы с жителями и активности ситуация постепенно исправляется: раньше территорию вокруг вандалили, а сейчас молодые жители сами приходят помогать.
В 2018 году я делал отдельный пост про это место, тогда здесь ещё не успели привести главный зал в порядок. Возможно, сейчас реконструкция всего здания уже завершена.
Системное обновление в Татарстане
Культурный центр «Московский» в Казани — первый опыт переосмысления старых ДК (ранее это был ДК имени Урицкого) в Республике, про него я рассказывал отдельно. Само здание изменилось до неузнаваемости и добавились новые функции.
В декабре же я посмотрел на культурный центр Сайдаш (бывший ДК Строителей). Он был построен в 1972 году по проекту архитектора Зиннурова и инженера Щербакова из Татаргражданпроекта. В 2018 году здесь начали капитальный ремонт: рабочие усилили фундамент, восстановили кирпичную часть здания, провели гидроизоляцию, утеплили наружные несущие стены, отремонтировали кровлю, обновили интерьеры и установили новое оборудование. Всего на Сайдаш ушло порядка 500 млн рублей.
Тут деликатнее подошли к деталям: почистили металлическую чеканку с национальными узорами, восстановили мозаичное панно «Райские птицы» и витраж «Дарить города» на фасаде здания. Только над витражом около года трудились 12 специалистов:
Сам интерьер осовременили, исторические вставки хорошо в него вписались:
За счёт небольшой перепланировки удалось расширить гардероб, создать холл, обустроить кофейню — теперь здесь можно назначать встречи и с комфортом подождать ребёнка с секции. Во время моего визита центр уже работал, но завозили материалы для одного мероприятия, поэтому на фото много коробок и всё не очень аккуратно выглядит.
Коворкинги стали обязательными элементами для всех таких проектов. Решение хорошее для студентов и фрилансеров, но, как мне кажется, особенно это оценят репетиторы и участники коллективных проектов — им обычно труднее всего найти тихое и просторное место для работы. Здесь же есть ещё бесплатный принтер и ксерокс:
Большой холл для мероприятий и выступлений:
Обновлённый концертный зал, гдеобъединили классическую акустику с системой электроакустики — звук можно точечно настраивать для каждого участка зала.
В Сайдаше, в том числе, проходят платные выступления и встречи, поэтому техническое оснащение максимально универсальное — это позволяет центру зарабатывать и развиваться.
Залы для тренировок и собраний. Для интерьера архитекторы использовали эклектику, сочетание функционализма и баухаус с элементами неоклассики — чёткие линии и акцентные цвета придают центру строгость и лаконичность.
Само собой, здесь есть и обычные кружки:
Отдельно радует доступная среда — это очень важно, но про это у нас часто забывают и забивают:
Напоследок фото из туалета, там тоже приятно, чисто и современно. Как я понимаю, показанные подходы тиражируются на старые ДК всей Республики.
Культура — это люди
Реконструкция старых ДК не должна восприниматься как самоцель. Ремонт стен и закупка столов — это инструмент для развития жителей и города. Важно понять, что нужно конкретным жителям и как ДК может им помочь: какие проблемы у существующих пользователей и почему туда не ходят другие люди, что важно сохранить, чего не хватает району и всему городу. Затем эти потребности перекладываются на здание, ищутся варианты решения проблем, считается экономика и лишь после этого выходят строители.
Старые ДК — это не проблема, а возможность прокачать социально-культурную жизнь районов и всего города. Если всё сделать правильно, то люди будут счастливее, умнее и способнее — социальный капитал города будет выше и не будет проблем со скукой и утечкой жителей. Это не менее важная часть жизни города, чем трубы с водой или работа общественного транспорта.