January 5, 2021

Что делать с советскими ДК?

Жизнь человека не ограничивается домом и работой, нам всем требуется «третье место» для отдыха, развлечений, встреч с друзьями и саморазвития. Сейчас за это отвечают развлекательные центры, базы отдыха, бары, рестораны и многие другие места.

В советские годы было иначе: у государства была полная монополия над всеми сферами жизни общества, в том числе и над культурной. Поэтому в наших городах и сёлах стали появляться Дворцы культуры с кружками, залами для выступлений и своей программой — ничего подобного за пределами бывшего СССР нет.

После развала не все дирекции перестроились на новые экономические и культурные реалии, многие оказались не у дел. В итоге ряд зданий брошены и просто разваливаются, некоторые переделаны под другие нужды (привет К&Б) и лишь малая часть продолжает выполнять какие-то функции. Многие чиновники и политики видят в ДК одни проблемы: здания требуют больших вложений и не очень понятно, а нужны ли они вообще людям сейчас.

ДК нужны, просто их нужно переосмыслить. Вот несколько примеров, кто и как это делает.

Зачем сохранять старые ДК?

В 1975 году в России было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 42 тысяч. Одновременно с этим всё чаще в наших городах вскрывается проблема скуки: людям просто нечем себя занять в свободное время.

Многие ДК были типовыми, но за годы работы они обросли человеческими историями и уникальными чертами, став носителями социокультурной жизни страны на протяжении 80 лет — ничего подобного не было за границами СССР. Снос и перестройка ДК — это уничтожение местных культурных особенностей и истории места.

Например, на фотографиях внизу — «Малахитовая комната» во дворце культуры города Дегтярск, посвящённая произведениям писателя Павла Бажова. Он стал известен благодаря сборнику сказов «Малахитовая шкатулка», но немногие знают, что другое название этого сборника — «Уральские сказы». Сюжеты сказок Бажова можно увидеть в декоре многих уральских ДК.

Идентичность в типовом и Воронеж

Что делать с этими ДК? Это хороший вопрос, которыми задались в 2018 году архитекторы Алексей Боев и Дарья Наугольнова: они работали над проектами переосмысления ДК «Машиностроителей» в Воронеже, но в какой-то момент осознали масштабность задачи и начали исследовать другие ДК в поисках уникальных черт в типовых решениях. С помощью социокультурной настройки и учёта новых реалий они ищут способы оживить старые стены, придав им новые функции с сохранением истории.

Так появился проект «Идентичность в типовом», в рамках которого в 2018-2019 годах переосмыслили Городской ДК в Воронеже. Сейчас завершены работы с фасадом и первым этажом:

Фото "Идентичность в типовом"
Архитекторы максимально раскрыли фасадное остекление, избавившись от ненужных штор и заложенных проёмов и добившись того, чтобы первый этаж дворца стал открытым и прозрачным. Гипсовые элементы на фасаде сохранили, очистив и покрасив, — сбитым оказался лишь барельеф на вертикальном объёме лестницы. Для него изготовили декоративное панно из сочетаний слов «дворец», «культура», «Воронеж».
фото prorus.ru
Фото "Идентичность в типовом"

Может показаться, что здесь просто обновили интерьеры, оставив основные черты эпохи модернизма в деталях, но всё куда сложнее: сначала здесь изучили здание, выяснили, как оно работает, чего не хватает посетителям и району в целом. Только после этого появился проект и вышли строители. В задачи архитекторов также входило повышение эффективности и рентабельности учреждения.

Каменка из Красноярска

В промышленном районе Красноярска есть бывший «ДК Сибтяжмаша» в сталинском стиле. Сейчас это пространство «Каменка» и точка притяжения городского масштаба. Внутри смесь старого и нового:

Здесь часто проводят разные фестивали, лекции и показы под открытым небом, здесь же есть кафе и сувенирный магазин. Район вокруг скорее считается неблагополучным, но за счёт работы с жителями и активности ситуация постепенно исправляется: раньше территорию вокруг вандалили, а сейчас молодые жители сами приходят помогать.

В 2018 году я делал отдельный пост про это место, тогда здесь ещё не успели привести главный зал в порядок. Возможно, сейчас реконструкция всего здания уже завершена.

Системное обновление в Татарстане

Культурный центр «Московский» в Казани — первый опыт переосмысления старых ДК (ранее это был ДК имени Урицкого) в Республике, про него я рассказывал отдельно. Само здание изменилось до неузнаваемости и добавились новые функции.

В декабре же я посмотрел на культурный центр Сайдаш (бывший ДК Строителей). Он был построен в 1972 году по проекту архитектора Зиннурова и инженера Щербакова из Татаргражданпроекта. В 2018 году здесь начали капитальный ремонт: рабочие усилили фундамент, восстановили кирпичную часть здания, провели гидроизоляцию, утеплили наружные несущие стены, отремонтировали кровлю, обновили интерьеры и установили новое оборудование. Всего на Сайдаш ушло порядка 500 млн рублей.

Тут деликатнее подошли к деталям: почистили металлическую чеканку с национальными узорами, восстановили мозаичное панно «Райские птицы» и витраж «Дарить города» на фасаде здания. Только над витражом около года трудились 12 специалистов:

Сам интерьер осовременили, исторические вставки хорошо в него вписались:

За счёт небольшой перепланировки удалось расширить гардероб, создать холл, обустроить кофейню — теперь здесь можно назначать встречи и с комфортом подождать ребёнка с секции. Во время моего визита центр уже работал, но завозили материалы для одного мероприятия, поэтому на фото много коробок и всё не очень аккуратно выглядит.

Коворкинги стали обязательными элементами для всех таких проектов. Решение хорошее для студентов и фрилансеров, но, как мне кажется, особенно это оценят репетиторы и участники коллективных проектов — им обычно труднее всего найти тихое и просторное место для работы. Здесь же есть ещё бесплатный принтер и ксерокс:

Классическая библиотека:

Большой холл для мероприятий и выступлений:

Обновлённый концертный зал, гдеобъединили классическую акустику с системой электроакустики — звук можно точечно настраивать для каждого участка зала.

В Сайдаше, в том числе, проходят платные выступления и встречи, поэтому техническое оснащение максимально универсальное — это позволяет центру зарабатывать и развиваться.

Залы для тренировок и собраний. Для интерьера архитекторы использовали эклектику, сочетание функционализма и баухаус с элементами неоклассики — чёткие линии и акцентные цвета придают центру строгость и лаконичность.

Само собой, здесь есть и обычные кружки:

Отдельно радует доступная среда — это очень важно, но про это у нас часто забывают и забивают:

Напоследок фото из туалета, там тоже приятно, чисто и современно. Как я понимаю, показанные подходы тиражируются на старые ДК всей Республики.

Культура — это люди

Реконструкция старых ДК не должна восприниматься как самоцель. Ремонт стен и закупка столов — это инструмент для развития жителей и города. Важно понять, что нужно конкретным жителям и как ДК может им помочь: какие проблемы у существующих пользователей и почему туда не ходят другие люди, что важно сохранить, чего не хватает району и всему городу. Затем эти потребности перекладываются на здание, ищутся варианты решения проблем, считается экономика и лишь после этого выходят строители.

Старые ДК — это не проблема, а возможность прокачать социально-культурную жизнь районов и всего города. Если всё сделать правильно, то люди будут счастливее, умнее и способнее — социальный капитал города будет выше и не будет проблем со скукой и утечкой жителей. Это не менее важная часть жизни города, чем трубы с водой или работа общественного транспорта.