May 26, 2021

Псков: много наследия и ужасные улицы

Друзья, Псков прекрасен! А мог бы быть ещё лучше, если бы тут нанимали хороших архитекторов для реконструкции улиц и работ с общественными пространствами. Сейчас в городе идёт тотальный ремонт всего и вся, но вот качество проектов вызывает много вопросов.

Зато с точки зрения сохранения и использования наследия Псков уделывает многие другие города. Обо всём по порядку.

Подписаться на канал и делать мир лучше.

Кремль, туалет и Варлаамовская башня

Город сильно пострадал во времена Великой Отечественной войны, но в отличие от многих других городов здесь приняли решение не расчищать завалы и строить город с нуля, а максимально сохранить памятники и средовую застройку. В этом Псков схож с Великим Новгородом, но здесь в Кремле был устроен большой музей:

Многие постройки были руинированы: расчищены и законсервированы. Это довольно редкий для России способ сохранения наследия, у нас вечно пытаются сделать новодел. Согласно общемировым подходам восстанавливать здания допустимо при сохранности более 30% от оригинальной постройки. Есть и другой важный момент: часто дома и районы за свою жизнь неоднократно перестраивались, поэтому даже при восстановлении не очень понятно, какой период брать за основу.

Проход внутрь бесплатный, Кремль открыт допоздна и можно пройти насквозь без проверок и турникетов — это очень радует, территория не выпадает из городской ткани. Чтобы понять моё восхищение, достаточно вспомнить московский кремль, куда невозможно нормально попасть.

Изначально Кремль и посад вокруг были обычными городскими районами, где текла жизнь. Сейчас это совершенно не так — чувствуется музеефикация. Здесь тихо, и можно спокойно изучать историю, но место отдаёт смертью и искусственностью — не хватает обычной городской жизни. Возможно, стоит время от времени проводить здесь ярмарки и тактическим урбанизмом работать с пространством.

В 2017 году я обратил внимание на местный туалет — это была дырка в полу на холоде без воды и элементарных удобств. Тогда начался футбол между чиновниками: никто не хотел признавать проблему и решать её.

2017 год

Приятно видеть, что здесь-таки решили вопрос: появились модульные туалеты, вход 20 рублей бабушке в окно. Теперь посещение музея не сопровождается унижением достоинства.

Прогресс радует, но лучше бы поставили автоматические и с приёмом карт.

В 2019 году в городе открылся новый музей в Варлаамовской башне:

В 1927 году от башни откололся большой фрагмент и скатился в реку:

Сейчас тут сразу понятно, где новое, а где старое и оригинальное. Это опять же общепринятый формат работы с наследием, в таком виде здание приобретает новые функции и работает на жителей, при этом архитектура не обманывает людей относительно своего возраста.

Музей включает и соседнюю башню, между ними можно ходить по крепостной стене. Внутри же восстановили деревянные ярусы:

Также был найден и открыт фундамент более старой башни:

Видите дорожку из камней на земле? Это укрепление грунта вдоль крыши крепостной стены. Вода при падении не размывает землю, а ударяется о камни — нет грязи и не нужно постоянно восстанавливать благоустройство. И нет, обычные желоба и трубы тут не помогут, ведь они сильно изменят облик памятника.

В таких мелочах выражается любовь к городу. С учётом того, что у нас на водоотведение в принципе забивают, такая забота о благоустройстве выглядит как космический корабль.

А вот страшную будку охраны можно было бы поставить в стороне от самой стены. Хотя мне кажется, при желании можно было вообще обойтись без ещё одного охранника. Сейчас есть ощущение, что у памятника поставили бытовку строителей:

Жильё в ТЭЦ

Ладно, с музеями всё понятно, а что насчёт бизнеса и других функций? В центре города сейчас идёт необычная стройка: бывшую ТЭЦ переделывают под жильё.

Получается интересное наслоение истории: с одной стороны крепость 15 века, с другой — ТЭЦ 20 века и архитектура 21 века:

Каждое поколение приносит что-то новое, место используется и город живёт. Плюс здесь жильё разного класса, что нечасто встречается в России:

Ещё на территории есть граффити с трамваем — они ходили по улицам до войны, а здесь было депо. Сейчас рисунок за забором, но сама отсылка очень радует — надеюсь её как-то сохранят:

Чувство меры

Часто у нас любят уходить из крайности в крайность: либо разруха и ужас, либо аляповатость и на каждом квадратном сантиметре что-то впихнуто. В Пскове умеют этого избегать, глаза отдыхают.

Научиться делать в меру очень сложно — этому не учат в университетах, для этого нужна насмотренность и адекватность. У нас она чаще всего проявляется в приграничных с Европой городах, когда жители и чиновники просто ездят на выходные в другие страны и невольно впитывают опыт (опыт не по госту!). Конечно, есть исключения и в глубине России, но в приграничных районах это более частое явление.

Вообще Псков приятно удивил сетью общественных пространств и качеством озеленения: здесь его много и оно разное, при этом упор делают на многолетние растения.

Ещё здесь знают про подземные баки для мусора — нет запаха, ветер и животные не разносят остатки еды по улице и просто можно реже вывозить мусор:

К слову, у города появился дизайн-код — это важный инструмент как раз для балансирования и сохранения визуальной чистоты. Многие заведения и без него делают хорошо:

... но всё же не все, без контроля сложно сохранить архитектурный облик города. Поэтому такие правила в последние годы массово внедряются.

Ещё бы рассказать местным гаишникам и проектировщикам, что можно использовать знаки без ярких рамок и малого размера для исторического центра — Псков стал бы в разы чище и приятнее!

Теперь антипримеры чувства меры. Это новое благоустройство набережной и сквера в центре города. Кажется, в Пскове аномалия, столбы размножаются слишком быстро!

Фонари начинают формировать ландшафт, глаза утыкаются не в красивые дома или природу, а в частокол:

Это вопрос адекватности, стоимости работ и простоты поддержания города. Кроме того, такие фонари дают большой засвет, от этого страдают деревья, животные и сами люди. Вместо точечной подсветки нужных мест фонари будут заливать светом всё вокруг:

Ещё здесь совершенно не убирают строительный мусор — это полное безобразие!

Город без маршруток

Маршрутки — это бич многих российских городов (не путаем микроавтобусы и маршрутки!). К счастью, многие мэры и губернаторы это наконец-то осознали, в разных концах России работу общественного транспорта переводят на качественно новый уровень и брутто-контракты перевозчиков с городом.

В Пскове в своё время просто не допустили развала транспортной отрасли и дублирования маршрутов, здесь не было привычных маршруток. В 1990-х же для перевозок закупали гармошки мерседесы и маны из Европы — такой класс автобусов даже сейчас есть не во всех крупных городах России.

Некоторые автобусы покупали новыми по кредитам, некоторые — б/у из Прибалтики. Как мне рассказывали, аналогично делали и в Великих Луках, но там в итоге всё было уничтожено.

Сейчас на улицах ещё можно встретить европейскую ретротехнику, хотя её активно меняют на новые российские и белорусские автобусы.

Ещё тут сквозная нумерация маршрутов во всей области и нет путаницы городских и областных номеров. На остановках же висит поминутное расписание — можно сразу понять, через сколько приедет следующий автобус. А если не приедет, то тут же номера для жалоб.

Безопасность — это не заборы

В ролике я много снимал реконструкцию улиц города: на город пролился золотой дождь, везде кладут бордюры с асфальтом. Вот только переосмыслять пространство никто не спешит, при ремонте разве что убирают пешеходные переходы. Плевать, что это противоречит стандартам, ухудшается доступность города и безопасность — об этом тут не задумываются.

Островки безопасности, велоинфраструктура, безопасные переходы — ничего этого я не увидел. Деньги дали, а обучить проектировать безопасные улицы опять забыли — мы уже хорошо знаем, к чему это приводит.

Просто сравните улицу выше из Пскова с Зеленоградском, Белгородом или Москвой. Делать красиво и безопасно можно без многомиллиардных бюджетов, важно просто понимать транспортные принципы, выстраивать приоритеты и нанимать специалистов. В Пскове этого нет.

Вместо безопасных переходов тут принято придумывать стишки и перекладывать ответственность на пешеходов:

Найди ошибку

Если чиновники так уверены в эффективности табличек, то может над входом в мэрию и ГИБДД повесить плакаты, что брать взятки плохо? Можно даже в виде стихотворения!

Хочется пожелать псковской мэрии и полицейским после открытия границ съездить в Таллин и изучить нормальный опыт работы с безопасностью. Климат и менталитет те же, а вот извращений с заборами, рамками и стихами у них нет:

... хотя тут ещё до Швеции недалеко — вот там точно расскажут про силу дизайна, принципы Vision Zero и многое другое!

Стокгольм

Есть ещё один важный нюанс: история. Псков сохраняли после войны для передачи красоты и памяти потомкам, сейчас это всё хорошо монетизируется за счёт туризма — удобные для пешеходов улицы помогают не только сохранять жизни, но и развивать бизнес. Кроме того, под асфальтом во многих местах сохранилось мощение — его необходимо восстанавливать и раскрывать для людей.

Исторический облик улиц дополняет архитектуру и памятники, на их фоне можно снимать фильмы и фотки для Инстаграма — всё это работает на развитие города.

Таллин

Просто посмотрите, как с дизайном работают в Вильнюсе: у пешеходов ровное покрытие для сохранения доступности, на проезжей части ровное мощение, а элементы успокоения трафика сделаны из старой мостовой:

Вильнюс

Аналогично поступают все города с богатыми историческими центрами, а голландцы вообще кладут брусчатку на жилых улицах даже в новых районах. В России архитекторы раскрывали мощение ещё в 1960-х годах, понимая его ценность. Сейчас так продолжают делать в Дербенте, Москве, Рыбинске, Зеленоградске и многих других городах.

Зеленоградск

А вот в Пскове всё закатывают в асфальт.

Псков через 10 лет

Мне кажется, что основная проблема Пскова сегодня — это отсутствие стратегии и мечты. Есть деньги — что-то делаем, нет — сидим и ждём. Это не развитие, а его имитация.

То же благоустройство городских пространств — не самоцель, а инструмент для развития города, стимулирования бизнеса и улучшения качества жизни. Все проекты должны проходить через экспертизу на соответствие городским планам, а когда этих планов и целей нет, то проверять не на что. Вспомните те же митинги фонарей — какие проблемы они решают и как повлияют на жизнь людей?

Кажется, будто бы никто даже не задумывается о будущем города и жителей хотя бы на 10 лет вперёд — в такой ситуации глупо ждать прорыва, инвестиций или просто качественных проектов.