August 9, 2021

Енисейск: праздник уехал, город остался

Енисейск — город недалеко от Красноярска, который недавно отметил своё 400-летие. По сути, освоение Восточной Сибири шло именно от этого города, поэтому его иногда называют отцом сибирских городов. Но нас больше интересует не прошлое, а настоящее!

К юбилею в городе проводили много разных работ, в основном связанных с благоустройством и реставрацией зданий. Праздник прошёл в 2019 году, поэтому сейчас можно посмотреть на результаты: стал ли Енисейск туристическим центром, как живёт благоустройство и подтянулся ли бизнес на обновлённые бульвары и площади.

Спойлер: всё скорее плохо.

Уникальность Енисейска

Город внесён в предварительный список Юнеско благодаря своей сохранности: планировка и застройка центра почти полностью сохранилась на момент начала 20 века

Енисейск за свою историю пережил много подъёмов и падений. Например, в какой-то момент город был центром Енисейской губернии, здесь проходили пути торговли пушниной, золотая лихорадка 18 века тоже оставила свой след. Тут даже была образована городская дума в 1789 году!

В 1869 году город горел четыре раза, пожар уничтожил почти весь город. А через год в городе случилось большое наводнение. После этого Енисейск стал застраиваться каменными зданиями — так сформировался привычный образ города.

Упадок Енисейска начался с прокладкой Московского тракта через Красноярск, впоследствии роль города только падала. В советские годы Енисейск особо не развивался, зато уничтожался исторический ландшафт города.

Если ещё в начале 20 века Енисейск с реки казался городом церквей, которые указывали на богатство города, то в начале 21 века основная их часть была или уничтожена до уровня фундамента, или находилась в аварийном состоянии. К юбилею города некоторые храмы были восстановлены.

1908 год
Было
Стало
Было
Было в 2009 год. Автор: kraevushka
Стало

План регенерации

К юбилею города вроде как начали готовиться заранее, но общий план работ с едиными целями и синхронизацией всех процессов сформировался лишь по ходу работ. Ключевое — у Енисейска появился градостроительный план на будущее с объектами под восстановление, транспортными схемами и многим другим.

Проектдевелопмент
Проектдевелопмент

За Уралом не очень много городов, где сохранилась историческая среда, поэтому был выбран сценарий регенерации застройки: восстановление утраченных объектов, снос диссонирующей застройки и аккуратное вписывание новых объектов без вреда для общей картины.

Сейчас
Должно стать
Сейчас
Должно стать

Важно: речь не идёт о музеефикации города, задача таких документов планирования – сохранить целостность среды как со знаковыми объектами типа храмов, так и с обычной средовой застройкой. Проще говоря, чтобы доминантой города был не сарай, а старая каланча. Или чтобы рядом с памятником архитектуры не было шарашки с сайдингом.

Сейчас
Должно стать

План регенерации — долгосрочная история, которая должна реализовываться постепенно. Это очень хорошо, потому что часто к юбилеям и праздникам у нас делают документы лишь к одной дате, без стратегического планирования хотя бы лет на 20 вперёд.

Бренд и дизайн

Заодно городу создали свой визуальный язык и навигацию. Зачем? Потому что в 2021 году для продвижения города и его удобства нужно работать с этими деталями. Вы же отличаете Колу от Пепси или Макдак от КФС? Так и с городами: Амстердам легко отличить от Роттердама по деталям, дизайн остановок всегда вам скажет, где Париж, а где — Нью-Йорк, и так далее.

Проектдевелопмент

Так в городе появилась навигация:

Также появились палочные указатели. Они менее эффективны, чем карты со схемами, но дешевле и проще в обслуживании. Минус в том, что человек не видит всей информации сразу, и приходится обходить столб для поиска нужного направления. А ещё иногда указатели сдувает и можно уйти не туда.

Артефакт из 2019 года с картой празднования юбилея:

В некоторых местах есть стеллы с историей и фотографиями. Молодцы, что не стали везде пихать QR-коды, а дали информацию сразу:

Заодно разработали и внедрили домовые указатели для центра:

Было бы разумно вернуть исторические названия, раз город сделал упор на туризм и историческую достоверность. Но хотя бы в табличках отображены оригинальные улицы:

Вариант для рядовой застройки. В целом вышло аккуратно и интересно, я бы даже купил такую табличку как сувенир!

В России под дизайн-кодом часто подразумевают регламенты для вывесок и рекламы, что не очень верно. В широком смысле дизайн-код включает в себя всю визуальную коммуникацию города с человеком, начиная с архитектуры и заканчивая цветом люков. В Енисейске помимо бренда и навигации архитекторы заложили в дизайн уличной мебели кованные элементы.

Главная улица

Сегодня для развития туризма важно развивать среду города и сервисную экономику. Если в советские годы туристов возили автобусами от гостиницы до базы, то сегодня в моде больше индивидуальные поездки и возможность комфортно гулять по городу. Поэтому в Енисейске совершенно логично реконструировали главную улицу города.

И тут есть интересный момент: улицу опускали примерно на метр. За прошлый век уровень города так поднялся, что первые этажи оказались полуподвальными. Археологи и строители долго здесь работали, чтобы вернуть всё как было:

фото: Сергей Болотов
фото: Сергей Болотов

Заодно вдоль улицы сделали скверы и небольшие площади:

Хотя тут почему-то забыли про уникальные элементы и айдентику города...

Теперь к минусам: улицу полностью озаборили. Странно говорить об архитектуре с туристическом потенциалом и при этом уродовать улицу металлоломом. И не надо про госты на заборы: при таком газоне забор делать не надо.

Ещё заборы мешают уборке снега зимой, их нужно постоянно подкрашивать и обслуживать — это всё стоит денег, которых в небольших городах просто нет.

Самый большой косяк — это фонари освещения. Сюда впихнули столбы, которые ставят на трассах, но никак не на исторических улицах!

Тут же у дома стоят более подходящие по форме и высоте фонари:

А здесь вообще сохранились старые ДЕРЕВЯННЫЕ фонари! Нужно было их восстановить, а не закупать первые попавшиеся!

И да, несмотря на реконструкцию сетей и археологию, здесь не провели провода под землёй. Вероятно, об этом просто не подумали.

Делать так в 21 веке в принципе глупо, а тут ещё историческое поселение: вбухать кучу средств в реставрацию памятников, но закрыть их столбами и паутиной проводов...

Отличный пример захламления среды и плохой организации процесса:

Бульвар на Фефелова

Ещё одно крупное обновление, раньше тут была грязь и парковка:

было

Теперь тут площадь для городских мероприятий и зона качелей:

Отдельная боль — коммунальная подстанция 1980-х годов. Если раньше перспектива улицы заканчивалась Собором Преображения Господня в Спасском Енисейском монастыре, то теперь взгляд упирается в коробку:

Построить сбоку, за собором или просто спрятать всё под землёй? Пффф

Но в любом случае место весьма популярное у местных:

Ещё это одно из немногих мест с тенью:

С другой стороны большой бульвар с разными зонами:

Есть зоны для уединения и проведения небольших мероприятий:

Детские зоны для подростков и детей помладше:

Радуют естественные материалы и цвета, никакого пошлого пластика и резины:

Место для родителей:

Архитекторы не стали убирать водосточные канавы под землю — это дорого, требует работы археологов и просто не нужно. Когда кругом среда 20 века, то такой водоотвод — это часть исторического контекста. Поэтому были проложены мостики и высажены водолюбивые растения:

Ещё это возможность пускать кораблики и просто любоваться водой весной:

Теперь к косякам. Самый главный: экономия на озеленении. Вместо взрослых деревьев здесь просто прутики:

На бульваре просто нет тени! Хоть это и Сибирь, но летом здесь бывает очень жарко. В нашу поездку температура перевалила за +30 градусов, мы просто плавились. Поэтому люди пользуются лишь перголами — там есть тень.

Невозможно сделать хорошее место без взрослых деревьев — это защита от шума, солнца, дождя и ветра. Кроме того, мелкие саженцы часто умирают и требуют замены. Поэтому умные города закупают у питомников взрослые деревья: их готовят к стрессу от пересадки, на них есть гарантия и они начинают давать тень и защиту прохожим не через 20-30 лет, а сразу.

Сейчас же получается глупая ситуация: были потрачены большие деньги на благоустройство, закупку оборудования, и просто идёт износ бульвара, а пользоваться этим невозможно. Проще говоря, инвестиции не окупаются.

Очень много строительных косяков: что-то отваливается, крепления не спрятаны, ландшафт был сделан с ошибками и просто отваливается, газон выжигается без полива и тени. А ведь ещё и трёх лет не прошло!

Транспорт и сервис

Туризм невозможен без нормальной транспортной логистики. Сейчас из Красноярска сюда можно доехать за 4 часа на машине, чуть дольше на автобусе или за сутки на поезде. В городе есть аэропорт, но рейсов из Красноярска или иных крупных городов я не нашёл. Есть ещё водный путь, но это явно не туризм выходного дня.

Как я уже говорил, туризм сегодня возможен только за счёт качественной среды и сервиса: гостиницы, рестораны, кафешки, крафтовое производство, сувенирка, активный отдых, базы отдыха — всё это, и не только, нужно, чтобы люди к вам поехали. Если город и регион сделали ровные тротуары и площади, то вот заведениями должны заниматься предприниматели. Успех той же подмосковной Коломны не в Кремле или архитектуре, а именно в развитом бизнесе.

Жильё в Енисейске ещё можно найти, а вот в плане общепита всё скудно: одна бургерная и пиццерия. Развивать нематериальное наследие здесь пока не умеют.

На фото общественный туалет города — синяя кабинка позора за 15 рублей:

Отремонтированные же дома или заняты государственными структурами, или просто пустуют.

Городская среда здесь насыщенная, но погулять можно полдня — больше в Енисейске делать нечего. И да, не пытайтесь найти нормальный кофе.

Глобальная реконструкция и благоустроительство — это хорошо, но без низовой инициативы всё это не работает.

Есть две версии провала: одни говорят, что жители просто не поверили в туристический потенциал и не стали рисковать своими деньгами. Проще говоря, деньги вложили в плитку, но не в предпринимателей.

Вторые же говорят, что все начальные инициативы подкосил коронавирус и локдаун, бизнес просто не пережил пандемию.

Енисейск – это хороший пример, когда в дома и среду вложились, но социальный эффект пока не раскрылся. Возможно, требуется просто больше времени, и долгосрочные результаты будут лучше. В любом случае город возродится, только если люди будут приезжать на два дня и более.

Вот только есть опасение, что когда подтянутся местные и туристы, то всё новое благоустройство просто развалится — на поддержание нужно много средств и сил, которых уже сейчас не хватает.

----------------

Я почти забросил ЖЖ, поэтому больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Твиттер, Инстаграм, Ютуб