Соцгород Уралмаш и спасение Белой башни
Нельзя приехать в Екатеринбург и не съездить на Уралмаш! Это город в городе, построенный при Уралмашзаводе в 1930-ые годы. То были времена авангарда и конструктивизма, когда архитекторы через среду старались сформировать нового человека: новому государству — новый тип гражданина.
В конце 20 века район считался криминальным и просто опасным. Сегодня тут безопасно, но Уралмаш постепенно превращается в обычный спальный район Екатеринбурга в плохом смысле этого слова: сносы социальных объектов и бездумные точечные вставки убивают заложенные идеи и идеалы тех лет. Одновременно с этим вокруг знаковых мест формируется городское сообщество. Оно своими силами поддерживает Белую башню, наполняет её новыми функциями и через образование формирует любовь к конструктивизму и архитектуре в целом.
История Уралмаша
В 1927 году советское правительство приняло решение строить в Екатеринбурге Уральский завод тяжелого машиностроения. Место выбрали на севере города: недалеко озеро Шувакиш, плюс под землёй нашли залежи торфа. Одно давало производству воду, а второе — топливо. На тот момент будущий Уралмаш выглядел так:
Завод строили пять лет, запуск состоялся 15 июля 1933 года. Но ведь для завода нужно не только сырьё и корпуса — ещё нужны рабочие! Отдалённость от города и большое число работников потребовали создание нового района.
Генплан поселения разработал в 1929 году Пётр Оранский — молодой архитектор из Ленинграда, только что окончивший своё обучение. В отличие от квадратной сетки Екатеринбурга, здесь планировка основана на осях под углом 45 градусов друг к другу. Это решение играет злую шутку с жителями других районов — привычное ориентирование горожан в пространстве тут не работает.
Основные улицы сходятся на площади Первой Пятилетки и формируют пятилучие. Здесь находится проходная завода — новый район сам вёл жителей самым коротким путём. У здания проходной по бокам широкие двери, и оно чем-то напоминает ворота стадиона — архитекторы закладывали заводу мощность в 40 тысяч человек, а одна смена, со слов современников, достигала 20-25 тысяч рабочих.
Сама площадь тоже непростая — это и транспортный хаб с двумя кольцами трамвая (которые так и не соединили), и место для митингов.
Сейчас здесь асфальто-бетонный плац с подобием транспортного хаба и остатками работы Покраса-Лампаса:
Первые кварталы и «Дворянское гнездо»
Отличие соцгородка от той же слободской застройки или рабочих посёлков в его комплексности: для рабочих создавали не просто жильё, а всё необходимое для полноценной жизни. Можно сказать, что здесь всё включено: театры, поликлиники, школы, места для отдыха и так далее.
Здесь архитекторы помимо разных социальных и культурных учреждений ещё заложили обильное озеленение — всё же вред от производства был тогда очевиден, плюс популярная в то время концепция города-сада не давала покоя специалистам. На фото улица Ильича, которая застраивалась одной из первых:
Ещё в первых кварталах на перекрёстках были заложены квадратные скверы с каждой стороны:
Дома на Ильича строили первыми в районе, они предназначались для обычных рабочих и были крайне инновационными для тех лет: здесь даже были ванные в квартирах! В процессе строительства менялся генплан, материалы и «класс домов»: возник запрос на дома для номенклатуры. Так на Уралмаше появился квартал «Дворянское гнездо»:
Здесь парк разбили не со стороны улицы, а во дворе:
Судя по лестницам, здесь планировали поставить лифт или просто оставили возможность для его установки:
Оригинальные двери, окна и прочие детали давно утеряны. Как я понимаю, лишь перила лестницы оригинальные:
Но ключевое отличие в квартирах: анфиладная планировка, паркет, холодильный шкаф, была даже предусмотрена комната для прислуги. Да, на словах все равные, но кто-то равнее: на разных уровнях сразу закладывали социальное расслоение.
Потери Уралмаша
Уралмаш не законсервирован: что-то постоянно добавляется, что-то исчезает навсегда. Например, был снесён кинотеатр «Темп»:
Рядом находится в заброшенном состоянии здание школы, дальнейшее его будущее под вопросом:
При заводе был построен стадион «Уралмаш», который был расположен между жилыми домами и открыт для свободного прохода. В советские годы рядом с ним был построен манеж, в наше время провели несколько реконструкций. В результате на сегодня потерян оригинальный вид, плюс закрыт транзитный проход и разорвана внутрирайонная связь.
Также появились храмы, которые вообще не учитывали застройку района — это серьёзное вмешательство в планировку и саму философию застройки.
Уралмаш не нужно консервировать, район должен развиваться и при необходимости обновляться, но важно вносить новое аккуратно и с уважением к истории. Например, храмы и новостройки сейчас закрывают панорамные виды улиц и объектов. Кроме того, раз район создавался в эпоху авангарда, то строить новое в 21 веке с имитацией классической архитектуры как-то странно. Это всё равно, как где-нибудь в Эрмитаже заложить окно силикатным кирпичом и поставить туда плазму — можно, но стоит ли?
А теперь к главному — белой башне!
Символ района и всего города — Белая башня
Белая башня — водонапорная башня Уралмаша. Ради неё весь этот материал я и писал, ведь это пример оригинальной архитектуры, пофигизма властей и силы городских сообществ. Но начнём по порядку.
В Уралмаш закладывали самые передовые идеи своего времени, в каком-то смысле это была образцовая стройка нового общества, поэтому без водопровода невозможно было обойтись. Башня была построена в 1929-1931 годах в стиле конструктивизм по проекту архитектора Моисея Рейшера, она стала одним из первых железобетонных сооружений Свердловска.
Башня расположена в самом высоком месте района — это естественная потребность для подобных сооружений, чтобы в домах был напор воды. Но помимо коммунального объекта, Башня также стала символом района — архитектор понимал важность места и создал уникальный запоминающийся образ. Кроме того, бульвар Культуры прямо упирается в Белую башню — это не совпадение, а заложенная доминанта.
К сожалению, в позднесоветские годы вид на Башню был перекрыт новым зданием ДК в модернистском стиле. В наше время вокруг выстроили заправки, торговые центры и авторынки.
Да, это символ района и даже всего Екатеринбурга, который печатают на открытках, о нём знают далеко за пределами России… а он стоит на парковке двух торговых центров и конкурирует за внимание со стойкой автозаправки.
До 1960-х годов Башня выполняла свою главную роль — давала району воду, затем Уралмаш был подключен к общегородскому водопроводу и потребность в ней отпала — здание стало ветшать. В советские и российские годы были разные планы по её реконструкции под студенческие клубы, офисы и кафе-мороженое, но из-за особенностей строения и пожарных норм все они остались лишь на бумаге. Тем временем башня разрушалась, наполнялась мусором и художествами на стенах.
Всё изменилось с приходом Арх-группы PODELNIKI, которые в 2013 году получили Башню в пользование. Тут важно понимать, что Белая башня — памятник федерального значения, этот статус даёт гарантии сохранности здания, но при этом накладывает огромное количество обязательств. Например, здесь нельзя просто покрасить стены или делать капитальные изменения без дорогого проекта и разных согласований.
До 2012 года башня вообще была общественным туалетом. Здесь проходили субботники для очистки башни, но мусор был не самой большой проблемой — здесь просто не было окон и даже света.
За прошедшие годы за счёт помощи бизнеса и горожан, краудфандинга, грантов и средств от мероприятий здесь удалось провести свет, сделать пол первого этажа и закрыть контур здания по временной схеме. Сейчас здесь небольшой музей, куда можно сходить на экскурсию:
За годы работы с Белой башней здесь не только спасли памятник конструктивизму от вандалов и естественного разрушения — большая работа было проведена с самими жителями. За счёт экскурсий, мероприятий, публикаций и другой деятельности произошло осознание ценности такой архитектуры. Сейчас конструктивизм и авангард — бренды Екатеринбурга, есть много экскурсий и сувениров, но ещё 10 лет назад к таким зданиям относились как к простым коробкам.
Белая башня объединила вокруг себя горожан, которые затем начали менять культуру всего города — это больше, чем простая реставрация наследия.
Вот только любовь жителей к советской архитектуре не отвечает на вопрос, что делать дальше с Башней. Важно не просто отреставрировать. Сначала нужно понять, чем она может быть в будущем — дать новую функцию старому зданию, проще говоря, заняться ревитализацией.
Как раз над этим сейчас думают PODELNIKI, привлекая российских и мировых экспертов. Это нетипичное здание, поэтому типовое решение разместить какой-нибудь фудкорт здесь не подойдёт. После же придётся ещё искать деньги — работать с памятниками у нас очень-очень дорого, поэтому чаще всего их предпочитают поджигать или случайно рушить под бой курантов.
Параллельно с этим здание продолжает жить за счёт событий и горожан. Будет возможность — обязательно приезжайте на Уралмаш и поднимитесь на Белую башню!