March 31, 2014

А оно того стоит?

В Казани городские власти, вроде как одобрили строительство траволатора между станцией метро "Кремлёвская" и ж/д вокзалом Казань-1. Его постройка также предусмотрена госпрограммой "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2020 годы":

За 700 метров крытой галереи хотят заплатить 1,26 - 2 миллиарда рублей (для сравнения, на дальнейшее строительство Казанского метрополитена в те же годы планируется выделить 7 млрд руб.).

Стеклянная галерея от метро "Кремлевская" до железнодорожного вокзала будет иметь три входа-выхода: у метро, второй этаж ЦУМа и, наконец, второй этаж вокзала. А теперь главное, цена проезда- 16 рублей.

В качестве аргументов ЗА приводится следующее: "людям удобно, нет грязи, не страшна непогода, решаются проблемы с парковками". И главное, что не надо тянуть дополнительную станцию метро к вокзалу. Плюс есть отсылки к зарубежному опыту.

Справедливости ради, в некоторые азиатских странах действительно есть траволаторы на улицах, но выглядят они, как правило, так:

Внимательный человек мог заметить, что там они находятся на уровне земли и они открытые. Плюс они везде бесплатные.

А теперь мои аргументы против.
Во-первых, проход платный, это уже отобьёт около половины желающих. Представьте, что вы в аэропорту и вам надо пройти 700 метров по открытой галереи, либо заплатить и проехать на траволаторе. Думаю в половине случаев многие решат пройтись всё-таки.
Во-вторых, никто не изучал потоки людей, а я больше чем уверен, что от метро до вокзала/ЦУМа (и наоборот) ходит очень небольшое количество людей. Если вычесть тех, кто не захочет платить, то имеем все шансы, что траволатор будет перевозить воздух.
В-третьих, это неудобство. В плане, что сначала вам нужно будет выйти из метро, подняться на уровень второго этажа, а затем спускаться.

В итоге, как мне кажется, такое решение может повторить судьбу московского монорельса: дорого построить, дорого содержать, неэффективно.

И заметьте, это не Москва, где денег много. Больше чем уверен, что в Казани без проблем найдут более эффективное применение этим деньгам.
Также поражает (исходя из СМИ), что власти рассматривают только два варианта: либо этот, либо метро. А между тем, 700 метров это не так уж и много, если учитывать, что пешеходная доступность объектов равна 500 метров.
Навскидку могу предложить два альтернативных варианта:

Благоустройство
Сделать хорошую безбарьерную пешеходную зону с мостом от метро через речку и до жд вокзала. Основная часть работы будет заключаться лишь в обустройстве нормальных тротуаров и установку малых архитектурных форм. Для сравнения, сейчас там так:

лицом к станции метро

в сторону вокзала уже

здание с часами- вокзал

Да, маломобильным людям будет немного проблематично, но явно лучше, чем сейчас.

Трамвай
Непосредственно у вокзала есть трамвайные пути, можно просто проложить дополнительно 500 метров путей и пустить челнок:

Было бы неплохо сделать его бесплатным (хотя бы для пассажиров метро), конечно, но в наших условиях это маловероятно.

Оба варианта явно обойдутся дешевле, а за 1 млрд можно будет спокойно полностью благоустроить этот отрезок и сделать трамвайные пути, я уверен. А ведь при таком раскладе будут довольны все: кто не хочет платить сможет пройти по нормальному тротуару, а кто захочет проехать- отправится на трамвае.