Новый урбанизм
Новый урбанизм (англ. New Urbanism) - это направление урбанистики, продвигающее смешанную квартальную застройку с пешеходной доступностью рабочих, социальных, развлекательных и других объектов. Сформировалось в США примерно в 1980 годах. С 1993 года созывается Конгресс нового урбанизма.
Также в данном направлении применяются концепции умного города и "зелёных" зданий, общественных зон, сохранения исторической застройки и переориентации промышленных объектов, развитие города в направлении транзитного общественного транспорта (ОТ).
По сути, основным стержнем данного направления является теория смешанной застройки, смысл которой "все лучшее- хорошо забытое старое". Иными словами, если бы в 20 веке многие города не наступили массово на одни и те же грабли зонирования территории исключительно под одно направление застройки (жилая/коммерческая и тд) и ориентации городов на автомобилепользование, то теория могла бы и не сформироваться в таком виде, как сейчас. Ведь бОльшую часть истории человечество и так застраивало свои города по принципам смешанной застройки (жильё и работа порою были в одном здании) и пешеходной доступности (общественного транспорта и машин ведь не было). Но тем не менее, ошибку совершили, но урок усвоили.
Пример неправильной застройки. США, примерно 1950ые.
Андрес Дуани и Элизабет Платер-Зиберк, основатели Конгресса нового урбанизма, выделяют несколько основных принципов данного направления:
1) застройка должна иметь ярко выраженный центр (сквер/улица), где будет пересекаться транзитный общественный транспорт;
2) данный центр должен находится в пешеходной доступности от большинства жилых строений, а это примерно 5 минут ходьбы или 400-500 метров;
3) жилая застройка должна быть разнообразной (отдельные коттеджи/ таунхаусы/ многоэтажная застройка/ апартаменты), чтобы в данном месте могли проживать как молодые, так и пожилые люди, богатые и бедные;
4) в данном районе должны иметься магазины (лучше всего на первых этажах), которые могли бы удовлетворить ежедневные потребности населения;
5) допускаются различного рода хозяйственные постройки на заднем дворе каждого дома;
6) социальные объекты, такие как школа, должны находиться в пешеходной доступности, чтобы те же дети могли сами ходить до неё;
7) детские игровые площадки должны быть не дальше 200 метров от жилых домов;
8) улицы должны создавать связанную городскую сеть, чтобы трафик рассеивался и можно было добираться до разных мест как пешком, так и на транспорте (велосипед/ машина/ ОТ);
9) проезжая часть улиц не должна быть широкой, а вдоль должны расти деревья. Это успокаивает трафик и создаёт комфортную среду для людей;
10) здания в центре должны располагаться близко к улицами, чтобы были ярко выражены красные линии и квартальная застройка;
11) парковочные места резидентов, как правило, следует располагать за домом;
12) улицам следует "упираться" в здания социальных объектов;
13) органы местного самоуправления должны быть максимальны открыты для людей, чтобы в обсуждении и решении проблем участвовало максимальное количество людей.
Хотя сами участники Конгресса выделяют принципы немного иначе:
1) Компактные, "живые" улицы со среднеэтажной застройкой;
2) Разнообразные виды жилья для разных групп населения;
3) Доступные социальные и торговые объекты в пешеходной/велосипедной/ОТ доступности;
4) Городская среда "человеческого" уровня, то есть никакой гигантомании в застройки или в проектировании улиц и общественных зон (иными словами, никаких огромных пустых площадей или "улиц" с 12 полосами для машин).
Хоть данное направление относительно молодое, но в США построено более 600 новых городов/деревень согласно принципам данной теории. Многие города реконструируются согласно новому урбанизму. Так, в середине 1990 Департамент США по строительству (U.S. Department of Housing and Urban Development) запустил многомиллиардную программу по созданию и строительству сотен проектов на основе данного направления. К примеру, в Сан-Антонио по мастер-плану от 1997 года многие районы были застроены согласно новому урбанизму:
Или новый населённый пункт Jakriborg, Швеция:
Ну и так далее, если что, на википедии есть много примеров.
Интересно, а в России есть хоть один проект, который можно было бы отнести к данному направлению застройки?