Принципы разумного урбанизма
Разумный урбанизм (англ. Intelligent Urbanism) - теория планирования городской площади, направленная на учёт различных проблем, интересов и их решения. Этот термин был придуман профессором Кристофером Чарльз Беннингер, а сама теория основывается на 10 принципах, о них и поговорим.
Первый принцип- баланс с природой
Если кратко, то в городах должно соблюдаться экологическое равновесие, то есть потребляя какие-либо ресурсы, человек должен сделать так, чтобы природа за счёт естественных циклов восстановила утраченное. В противном же случае будут различного рода катаклизмы. Проще говоря, нужно использовать такие приёмы, как планирование землепользования и городского пространства в целях предотвращения истощение водоносного горизонта, эрозии почв, обезлесения, заиления и наводнений. "Зелёное" строительство также относится к данному принципу.
Второй- баланс с традициями
При планировании необходимо учитывать сложившиеся традиции и культурные ценности, историю. Говоря более простым языком, нужно планировать и строить в условиях сохранения культурного наследия (допустим памятники) и в соответствии со сложившимися устоями (архитектурный стиль, использование особых знаков и символов), направленные на связь культурных ценностей старого и нового.
Третий- соответствующие технологии
Заключается в том, что нужно использовать технологии (материалы или труд) в соответствии со сложившейся обстановкой. К примеру, это использование материалов при строительстве- в разных климатических зонах нужны разные подходы. Или, если есть местный материал, то его использование предпочтительнее других.
Четвёртый- дружелюбность
Звучит немного странно, но смысл в том, что городская среда должна подталкивать людей на взаимодействие друг с другой и налаживание коммуникаций. Сделать это можно за счёт городского дизайна и общественных зон. Сторонники считают, что таким образом будут формироваться "яркие общества", которые будут интерактивными, социально привлекательными и будут предлагать своим членам широкие возможности для встреч друг с другом.
В свою очередь, данный принцип в себя включает:
1) места для уединения, где можно просто посидеть и подумать (городские леса, набережные подходят сюда);
2) места для компаний, где можно пообщаться коллективно. Если места для уединения могут сформироваться в природе, то такие места нужно закладывать при проектировании городских площадей. Подобные места важны для формирования психологического здоровья в обществе. Пример- общественные зоны.
3) места для домовладельцев, или места, где могут уединиться определённые социальные группы (соседи, знакомые). В нашем случае, это могут быть задние дворы.
4) места для соседей. Это дворы/эксплуатируемая крыша и так далее, в общем, место, где могут собраться соседи и поругать свою управляющую компанию, правительство и тд.
5) места для сообществ, где могут собраться люди и что-либо обсудить, или просто для различных взаимодействий. Обычно это городские площади.
6) места городского масштаба. Это могут быть стадионы, парки, площади, транспортные узлы и так далее. По своей природе, это доступные и открытые пространства, без физических, социальных или экономических барьеров, где люди с разных точек пересекаются вместе. Это места, где проводятся открытые выставки, спортивные матчи, рынки, где гости города блуждают среди местных жителей. Смысл в том, что место остаётся неизменным, но люди постоянно меняются. Таким образом, эти места способствуют общественному взаимодействию, они формируют неписанные правила для встреч, гражданское понимание силы разнообразия культурных групп и этнических смесей.
Пятый- эффективность
Это баланс между потреблением ресурсов и запланированными достижениями. Одними из важнейших итогов данного принципа являются приоритет общественного транспорта над частным, среднеэтажная застройка, магазины шаговой доступности. К примеру, возвращаясь к транспорту, разумный урбанизм признаёт удобство личного транспорта, но издержки от большого числа дорог, парковок, несчастных случаев, загрязнения и связанных с этим болезнями, отрицательный сальдо торгового баланса делают этот вид перемещения неприемлемым в массовых масштабах, поэтому приоритет отдаётся именно удобному и быстрому общественному транспорту.
Шестой- человеческий масштаб
О нём я писал уже много раз. Смысл в том, что город должен состоять из объектов, которые человек может легко воспринимать. Лучше всего этот принцип можно ощутить на небольших улочках старых городов- улицы имеют небольшую ширину, застройка либо малоэтажная, либо среднеэтажная. В противовес человеческому масштабу выступает гигантомания: широкие улицы и проспекты, высотные здания- находится на таких улицах или рядом с такими зданиями человеку неуютно, ибо они давят и глушат человеческую психику (точно так же, как и машины, двигающиеся на высоких скоростях вблизи человека, вызывают страх, ибо в природе таких скоростей не существует).
Седьмой- система возможностей
Город служит для личности, общества и экономического развития. Каждый должен иметь возможность себя проявить и получить желаемое. Сюда можно отнести экономически, социальные, культурные, политические и другие возможности. Кроме того, города это место, где люди могут расширить свои знания, навыки и чувствительность, получить доступ к медицинской помощи и профилактической медицины, то есть создать условия из услуг, при которых человек может оставить в стороне борьбу за выживание, и получить вещи для жизни.
Существуют как обязательные блага (мед. помощь, образование, полиция, питьевая вода и др.), так и факультативные, которые будут различаться в зависимости от потребностей населения и города.
Восьмой- региональная интеграция
Город не должен быть изолированным от внешнего мира, необходима интеграция в окружающее пространство (регион, страна, мир). Развитие города отдельно от региона не мыслима, ни в экономическом, ни в любом ином плане. Элементарный пример- агломерации городов, которые практически всегда выходят за юридические границы городов. Развивать город в отрыве от агломерации- тупиковый путь, хотя бы на примере транспорта: маятниковая миграция будет убивать и город, и пригороды, а решить эти проблемы по отдельности не получится- правая рука не будет знать, что делает левая. В России, к сожалению, понимание этого принципа пока нет.
Девятый- сбалансированное движение
Город должен учитывать все виды транспорта, а не какое-либо одно. Сюда входят: тротуары, велосипедные дорожки, общественный транспорт, частный транспорт, железнодорожный, транспортно-пересадочные узлы и так далее. Выше я уже писал, что общественный транспорт должен преобладать над частным, но перед ними идут пешеходная и велосипедная инфраструктуры, ибо они занимают меньше всего площади и являются самими эффективными для города.
Десятый- институциональная целостность
Под таким непонятным названием скрывается простой принцип- организация любых процессов в городе должна быть прозрачной и понятной. Делается это за счёт местного самоуправления и гражданского общества, так как они являются наиболее эффективными институтами управления. Исполнить полноценно все предыдущие принципы и сделать город удобным невозможно, если нет таких институтов, а их рамки не определены. При этом, роль государства в управлении города должна быть минимальной, так же, как уровень нигилизма жителей. Большинство процессов в городе можно осуществить прибегая к рынку и частным инвесторам, но при этом, город должен осуществлять контроль над их деятельностью (аутсорсинг, иными словами). Возможности реализации данного принципа множества, начиная от ассоциаций собственников жилья, которые могут утвердить размещение магазина на первом этаже здания, заканчивая архитектурным городским советом, который должен следить за проектами зданий.
Сделать город для людей, не соблюдая эти принципы, невозможно, так что придётся побороться.
более подробно прочитать про эту непонятную фигню можно тут (на английском) :)