Транспорт Риги
Что может быть увлекательнее написания поста? Конечно же написания поста о транспортной структуре какого-нибудь города, с которого стоит брать пример! В этот раз поговорим о Риге.
Итак, чем богата Рига? Я поведаю о:
1) Автобусах, троллейбусах и маршрутках;
2) Трамваях;
3) Остановках и билетах;
4) Велосипедах;
5) Электричке;
6) Такси;
7) Машинах;
8) А тут будет неожиданный поворот.
1. Автобус, троллейбус и маршрутка
Нерельсовый транспорт в городе на хорошем уровне, это факт. Практически весь подвижной состав новый и в хорошем состоянии:
Внутри всегда чисто, толп за всё время замечено не было, вход, естественно, во все двери. Валидируют билеты люди самостоятельно, контролёров встречали лишь однажды, хоть сделали поездок 6 где-то, то есть шанс нарваться довольно велик, поэтому безбилетников мы не встречали:
Весь подвижной состав, который я видел, низкопольный, но кроме этого, автобусы с троллейбусами ещё и приседают на остановках к тротуару. Функция эта давно известная, и даже в России многие модели так умеют, но в Риге, в отличие от нас, это делается на каждой остановке:
Также, в Риге распространено самостоятельное открывание дверей пассажирами. Вещь также не новая в мирововй практике, но в России такое видел лишь в метро и на новых трамваях, при этом, все двери по-старинке открываются водителем:
Маршрутки, в отличие от наших, ходят по расписанию, принимают общие билеты и, естественно, не гоняют. Вообще же, их доля в городе не велика, как я заметил:
Ну и про инфраструктуру. Выделенные полосы для наземного транспорта есть, при этом, они никак не изолированы от других полос. Вообще, особой надобности в них я не заметил- в городе пробок практически нет и никто не мешает ездить:
Хоть и не Прага, но в Риге трамвай тоже хороший. Практически все пути вымощены камнем, качество самих рельс отличное (нам до такого далеко):
Пути не изолированы от основного потока, но даже если встречается пробка, то на них никто не лезет (вот бы нам такое...):
Все стрелки автоматизированы- ведь на дворе 21 век, а не середина прошлого:
Переключаются они из кабины дистанционно:
Подвижной состав, как вы могли заметить на фотографиях выше, можно смело разделить на старый и новый. Старый, это типа такого или знакомых нам Татр:
Но, несмотря на возраст, их состояние смело можно назвать достойным:
Новые же трамваи это Шкода, такие же сейчас закупает Прага:
Естественно, вход во все двери и оплата самостоятельно, но при этом, в них стоят автоматы по продаже билетов:
А кабина водителя похоже на кабину космического корабля (отдельный респект за то, что стенка полностью прозрачная):
3. Остановки, билеты и типа того
Остановки обычные, но хорошие и чистые:
Хотя железные сидушки и отсутствие спинок не есть хорошо:
Рядом с остановкой всегда будут висеть листы с расписанием движения маршрутов, которое соблюдается:
В чём проблема сделать такие же у нас и следить за графиком- большой-большой секрет. Думаю, никто не хочет запариваться просто:
Купить билеты можно в автоматах, которые, как мы выяснили, есть в новых трамваях, а также на некоторых остановках:
Пугаться их не стоит, они говорят по-русски:
Билетное меню представляет из себя временные билеты и разовые. Есть вариант купить на отдельных вид транспорта абонемент, который будет дешевле универсального, но для туриста такой вариант не очень подходит, я думаю:
Кстати, если вас несколько, то берите для каждого отдельный билет! Взять один на 10 поездок и кататься вдвоём 5 раз не выйдет- там временное ограничение (не наступайте на наши грабли).
Разовый же билет можно купить у водителя, при этом, не отвлекая его и давая деньги без сдачи:
Из хорошего- в государственные праздники общественный транспорт бесплатный:
Стоимость штрафа за безбилетный проезд не знаю, и знать не хочу, а также не советую вам проверять- судя по всему очень большой (повторюсь, зайцев мы не видели, вообще).
Как и в любом нормальном городе, велосипед в Риге это не вид спортивной активности, а средство передвижения. Велопарковки:
Велодорожки есть разные, начиная от самых простых:
Иногда можно встретить и на тротуаре, но это скорее как исключение:
Велосветофор. Обратите внимание, что даже для велосипедистов есть кнопка вызова зелёного сигнала:
Подставка, на которую можно облокотиться/ подержаться:
Есть в городе и городской велопрокат:
Когда-то общий велопрокат был и в Юрмале, то есть можно было доехать оттуда до Риги, но, как я прочитал в интернете, дело это прикрыли, но на картах до сих пор рисуют.
Гениально было прописывать условия на уровне 20 см. от асфальта- жутко неудобно (да и велосипеды упираются в лицо). Плюс, когда я начал читать, пошёл дождь, поэтому рассказать что да как не смогу:
А ещё в городе есть велорикши, которые выполняют чисто туристическую функцию, но которые нужно регистрировать:
5. Электрички
Пригородные сообщение осуществляется, в основном, электричками:
Хоть внешне они и выглядят неказисто, зато внутри всё хорошо:
Есть также вагоны, которые были обновлены по европейской программе, в них даже есть веловагоны:
На практике, правда, оказалось, что в них просто есть места для велосипедов. Обратите внимание на откидные сидения- как раз там крепления и установлены (цепляется за заднее колесо кверху):
Стоимость от Юрмалы до Риги- 1.60 Евро в одну сторону, но есть абонементы.
6) Такси
Скажу честно, на такси не ездили, но в Риге точно есть специальные стоянки для них:
Как я понял, есть несколько крупных компаний, где машины оборудованы всем, включая Wi-Fi, но есть и частники с таксометрами. Цвет такси может быть разный (или за этим просто не следят).
Как и в любом хорошем городе, автомобилистов в Риге притесняют. Заметно это и в ограниченных условиях (как я писал, много дорог из брусчатки и так далее), но основной сдерживающий фактор, конечно, это платная парковка по будням с 08.00-20.00 и в субботу с 09.00-17.00:
Есть, кстати, и исключения, где парковка платная каждый день/ в другое время:
Оплатить можно либо через паркомат с помощью кредитки/специальной парковочной карты:
Проверяется оплата парковочной полицией вручную, поэтому номера тут никто не прячет. Если платили через паркомат, то чек нужно положить под лобовое стекло:
Иногда, в качестве исключения, парковка может быть лимитирована по времени, или быть только для для разгрузки товара:
Не мог обойти стороной бар на колёсах:
Привод у него педальный, мощностью 12 пьяных человеческих сил, в комплекте идёт барменща, водитель и кегель пива. Жалко, что в Москве такого нет (кстати, это идея для бизнеса!):
Подводя итог, хотел бы сказать, что в Риге нет крупных пробок (или они имели удивительное свойство прятаться от нас), город не захламлён машинами и вообще живёт хорошо. Почему? А всё просто, чтобы решить транспортные проблемы нужно совместить два фактора: сделать удобный и быстрый общественный транспорт, на котором можно будет добраться гарантированно в любое место и согласно расписанию, при этом его имидж должен быть таким, чтобы директору банка/мэру не стыдно было в нём проехать; и сделать автомобилепользование экономически не выгодным, то есть создать ситуацию, когда людям будет дешевле пересесть на удобный и качественный общественный транспорт из автомобиля. Соблюдая эти два простых правила, транспортную ситуацию в городе можно улучшить за пару лет. Примеров в мире море, Рига- один из них.
Посты по теме: таких много, советую почитать соответствующий тэг :)