July 15, 2014

Типовой альбом благоустройства

На прошлой неделе в Москве вышел документ под названием "Альбом типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территории «вылетных» магистралей города Москвы". Как можно догадаться, речь в нём идёт о благоустройстве территорий вдоль шоссе (Ярославка, Ленинградка и т.д.). В СМИ этот альбом называли чуть ли не прорывом в области благоустройства, но так ли это? Предлагаю одним глазом взглянуть на него.

01. В документе написано, что положения настоящего альбома были подготовлены на основе анализа международного опыта стандартизации работ по комплексному благоустройству. Так, например, предметом исследования были стандарты благоустройства городских улиц Объединенных Арабских Эмиратов (г. Абу-даби), Индии, Австралии (г. Сидней), Соединенных Штатов Америки (штат Калифорния), Канады (г. Калгари), а также европейских стран. Хотя, особо это не заметно (за исключением фотоиллюстраций), так, по правилам хорошего тона и успокаивания движения, переходы на небольших улицах делают на уровне тротуара, а не опускают их к дороге:

02. Весь альбом поделён следующем образом:
типология участков:
- линейный участок (жилая застройка);
- рекреационная территория (парковая зона);
- общественно-деловая территория (площадь административно-общественного здания);
- территория транспортно-пересадочного узла (ж/д платоформа, станция метро, остановка общественного транспорта, капитальный ТПУ);
- транспортный узел (развязка).

Каждый элемент, в свою очередь, подразделяется на:
- разделительная полоса;
- зона функционального обслуживания;
- пешеходная зона;
- зона формирования архитектурно-художественного облика.

Между собой они не сильно различаются, поэтому вдаваться в подробности каждого не буду (если интересно- можно посмотреть самому, ссылку дам в конце). Например, практически во всех элементах есть такая сводная таблица:

03. Документ признаёт, что пешеходная плитка лучше асфальта, это хорошо:

04.

05. Даже схемы мощения прописаны:

06. Ещё, в документе прописано, что пешеходная дорожка должна создаваться там, где это удобно людям и по самому короткому пути. Это правильно, осталось только, чтобы строители и проектировщики научились различать такие маршруты:

07. Не обошли стороной создатели и велосипедистов:

08. Велопарковки:

09. Есть пункты и про тактильную плитку. Документ предусматривает 4 разных варианта мощения у перехода... Много не мало, как говорится...

10. Пояснения что и куда класть, интересно, а гастарбайтерам дадут почитать это? А то прописано хорошо, только у меня чувство, что как клали от балды, так и будут:

11. Зато нашёлся вот такой интересный бордюр- тактильная плитка:

Было бы хорошо, если клали только такие.

12. Озеленение, прописать виды клумб на газоне- это мощно:

13. Есть много подобных таблиц:

14. Отдельный большой раздел рассматривает установку некапитальных строений:

15. Заборчики, куда без них:

16.

17. А это уже интереснее- всё-таки будут в Москве автоматы по продаже билетов:

18. И кнопки вызова такси:

19. Документ очень обширный (не зря же там более 500 страниц), включает в себя освещение (самое разное):

20.

21. Парковку:

22. И типы развязок:

23. Есть даже нормативы по минимальному расстоянию объектов от жилых домов:

24. ... и типу водостоков:

Что сказать, документ правда интересный, но я бы не назвал его каким-то новым, по сути, тут просто систематизировано большинство гостов, а также упрощена подача материала- этот альбом смогут прочитать и понять большинство людей (в том числе и обычные проектировщики со строителями), которые, порою, очень далеки от понимая того, как нужно правильно делать. Хоть я и против подобных детальных регламентов, ибо далеко не во всех ситуациях в городе применимы стандартные положения, но появление такого документа- плюс, так как тут просто и наглядно написано что и как нужно делать, а также факт того, что всё в одном месте, очень упростит поиск информации. Но назвать его инновационным и верным во всем я точно не могу, всё-таки это ещё не европейский уровень, но комплексный подход к изменению города явно заслуживает уважения.

Абстрагируясь от самого документа, мне непонятно ещё одно- сейчас уже заканчиваются работы по реконструкции большинства вылетных магистралей, а по оставшимся уже есть проекты, иными словами, зачем принимать документ уже после проведения работ? Ведь всё равно в ближайшее время масштабных новых реконструкций не будет.

Скачать альбом: т.1, т.2

Посты по теме:
Как проектировать улицы

Технические средства организации дорожного движения

Борьба с ветряными мельницами