Город будущего из Нидерландов
Может ли небольшой голландский город Алмере дать нам представление о том, какой будет жизнь в городах в ближайшие годы, с множеством районов, ориентированных на инновационную архитектуру, устойчивость и социальное обогащение? Да!
Чуть более века назад с восточной окраины Амстердама открывались виды только на рыбаков, вытаскивающих свои сети из моря. Сегодня все выглядит иначе: более 200 000 человек живут в месте, которое когда-то было покрыто водами Эйсселмера, внутреннего моря, образовавшегося, когда в 1930-х годах вход в Северное море был перекрыт длинной дамбой.
Поселение, созданное там, где когда-то была вода — это Алмере, самый молодой город в Нидерландах. С 1970-х годов он вырос с нуля до восьмого по величине города страны. Если Атлантида была древним городом, исчезнувшим под волнами, то Алмере — это город, поднявшийся из моря. И сделал он это как, пожалуй, самый экспериментальный город в мире, воплощающий в себе различные выражения концепции «дизайна для жизни».
Районы Алмере — это форум, как для городских инноваций, так и для индивидуального самовыражения. Например, за последние 15 лет район Homeruskwartier предоставил место для примерно 1500 индивидуальных частных проектов, где люди могли не ограничивать своё воображение: они построили разнообразные частные дома среди усаженных деревьями бульваров, парков и водных путей, в окружении местных школ, рынков и общественных пространств.
Управляющей района, руководившая в первое десятилетие этим взрывом архитектурного самовыражения вместе с жителями, была архитектор-экспериментатор Жаклин Теллинга. «Дизайнеры сошлись в одном: Алмере не должен быть высотным, анонимным, однообразным», — говорит она. По её мнению, огромное разнообразие домов по всему Алмере было бы просто невозможно, если этим занимались обычные застройщики.
В рамках всеобщей свободы развития некоторые районы Алмере связаны с интригующими конкретными темами. Regenboogbuurt (Радужный район) собрал калейдоскоп цветов — высокие жёлтые дома плавных форм соседствуют с аквамариновыми домами и ярко-красными высотками (проект Rode Donders), которые напоминают зернохранилища, бывшие когда-то типичным элементом для местных ландшафтов.
Тем временем район De Fantasie (Фантазия) представляет собой анклав со сногсшибательными зданиями. Архитекторов отбирали на конкурсе в 1982 году, где среди правил, например, был запрет на любое использование фундамента и поощрение за дизайн, необычно сочетающий материалы и интерьер помещений. В результате получилась застройка, которая сегодня привлекает любителей архитектуры со всего мира. Здесь можно полюбоваться контрастами: от дуэта домов Paneelhuis, причудливой геометрической формы с соломенными крышами, выполненными в треугольных плоскостях, до дома Psyche, где одновренно используются красное дерево, стекло и алюминий в конструкцию с крыловидным жилым пространством, поддерживаемым группой изогнутых колонн.
Но в городах живут не только те, у кого есть средства на строительство зданий таких причудливых форм. В районе Поорт есть недорогие, но качественные дома, спроектированные местными архитекторами для семей с годовым доходом ниже €20 000 (1,4 млн рублей). Вместо сереющих многоэтажек и разваливающихся кварталов, которые ассоциируются с самым дешёвым жильем в большинстве городов мира, Поорт сочетает в себе доступность с высоким качеством жизни благодаря природному окружению, в том числе лесу и прекрасному пляжу.
«Именно взаимодействие между экспериментальными и проверенными методами делает Алмере такой увлекательной моделью для других», — говорит Вини Маас, партнер-основатель глобальной практики архитектуры и урбанизма MVRDV в Роттердаме. Его генеральный план Almere 2030 — это свободный шаблон, который вдохновит город развиваться в течение следующего десятилетия, работая в партнерстве с теми, кто здесь живет.
«Мы не считаем, что любой город должен быть результатом видения только одного человека или одной организации», — говорит Маас.
Рождение нового города
Алмере — это крупнейшего в мире искусственный остров Флеволанд, его начали создавать в конце 1960-х и сегодня его площадь чуть менее 1000 кв. км. Заселение же началось в конце 1970-х, а в 1984 году город стал центром муниципалитета. Новый город-первопроходец получил своё название от раннесредневекового голландского слова, обозначающего внутреннее море, из которого он был создан.
Основной практической причиной создания Алмере была задача уменьшить нагрузку в одной из самых густонаселенных частей страны, предоставив чистое пространство без вреда для природной среды. В результате получилось избежать переполнения двух главных соседних городов: Амстердама и Утрехта.
Первоначально планировщики Алмере вдохновлялись идеями, которые были сформированы в Англии в начале 20-го века. Примером этого являются новые города, построенные по единому генплану, типа как Летчворт-Гарден-Сити и Велвин-Гарден-Сити к северу от Лондона. Чертежи для них пришли от дальновидного британского градостроителя с именем, похожим на имя одного из персонажей Диккенса.
«Алмере был вариацией принципов «города-сада» Эбенезера Ховарда», — объясняет Яап Ян Берг, исследователь в области городского планирования, связанный с Международным институтом нового города. Он описал Алмере в своей книге на голландском языке 2007 года «Подростковый Алмере» как место «идеалов, амбиций, мужества и экспериментов».
Идеальный город-сад включает в себя много жилой площади, современный дизайн жилья, школы и медицинские центры, интегрированные в районы, хороший общественный транспорт, небольшие расстояния между жилыми районами и зелеными зонами.
Это был подход, который в своё время высмеивали некоторые голландские градостроители, привыкшие к идеям современной городской жизни в высотных домах, которые доминировали в послевоенном планировании. Один из ведущих архитекторов 1970-х, Карел Вебер описал первые районы Алмере, которые будут построены, как образцы Nieuwe Truttigheid (Новая глупость).
Первоначальный шаблон для Алмере был заложен всемирно известным голландским архитектором Ремом Колхасом. Он начал с создания характерного трехуровневого центра города: подземная парковка, дополненная сверху торговыми и развлекательными заведениями. Сегодня же она стала полностью вело-пешеходной без машин, а конструкция была дополнена небольшими многоквартирными домами и озеленением на крышах.
Около 60% района Остерволда выделено для поддержки «городского сельского хозяйства», что снижает влияние «продовольственных миль» (расстояние и затраты, за которое продукты должны доехать от производителя до потребителя) на изменение климата.
Природа также с самого начала была интегрирована в город: более 40 км береговой линии и 400 км обособленных велодорог. «Люди в основном живут в пределах пяти минут от парков, велодорожек и остановок общественного транспорта, — говорит Лисбет Холландер, представитель туристического совета Алмере, — люди часто говорят об этом как о важной причине, по которой им так нравится жить в Алмере».
Свобода, данная жителям Алмере играть ключевую роль в развитии и облике своего города, хотя у многих она вызвала недоумение. По словам Вини Мааса, когда MVRDV впервые представил свое видение Алмере на Венецианской архитектурной биеннале 2012 года как своего рода коллекцию «с открытым исходным кодом» разнообразных кварталов, спроектированных жителями, архитекторами и градостроителями, то некоторые европейские коллеги сочли эту идею радикальной, почти безумной. А некоторые латиноамериканские коллеги предупреждали о негативных параллелях между свободой действий, предоставленной жителям, и тем, что они видели хаос в местах, подобных беспорядочным фавелам в Бразилии.
Живой эксперимент
Спросите Мааса, является ли Алмере экспериментальным городом, и он даст развернутый ответ. «Алмере — это не совсем экспериментальный город, это город, в котором эксперименты могут происходить, — говорит он, — разница тонкая, но важная. Город всегда сочетал в себе проверенные черты урбанизма — мультицентричность, устойчивые транспортные связи и так далее. Но в рамках этого мы оставили возможности для экспериментов. Или, что более важно, мы находим способы, позволяющие экспериментировать другим».
Частью этого процесса стал революционный подход к городскому планированию с использованием элементов игры. Детище Эким Тан, основательницы игровой инициативы под названием Play the City, созданное в 2009 году в результате её исследования в Технологическом университете Делфта. Игра может быть создана в различных версиях, адаптированных для изучения практических особенностей локаций с разными персонажами и потребностями.
Play the City объединяет группы местных жителей для выбора в отношении различных аспектов землепользования и будущей инфраструктуры в интерактивной игровой среде, которая требует компромиссов на разных её этапах. Подход направлен на то, чтобы выяснить, чего горожане хотят на самом деле от места, в котором живут, а также стимулировать их к совместному принятию решений и разрешению конфликтов с использованием карточек, досок и интерактивных видео.
Жители Алмере регулярно играли в «игру» Тан в течение последних десяти лет, чтобы внести свой вклад в эволюцию различных кварталов — это давало информацию для городских планировщиков, таких как Тан, которые могут увидеть, «какие правила люди использовали чаще всего и по какой причине, а какие избегали или нарушали».
Использование Play the City было направлено на эволюцию района Остерволд, уникального места, созданного для поощрения местного производства продуктов питания. Около 60% его площади отведено для поддержки городского фермерства, что даёт жителям не только физические и эмоциональные преимущества от сбора урожая для себя, но и снижает воздействие «продовольственных миль» на изменение климата.
Около 1000 человек собрались на Play the City: Oosterwold в 2011 году. Это была встреча местных жителей с фермерами, городскими планировщиками Алмере, юристами и голландским национальным советом по водным ресурсам.
Среди результатов игры было явное желание людей строить свои дома как можно ближе к воде — это побудило городские власти внести поправки в предыдущие критерии планирования и предусмотреть наличие полосы для доступа к воде шириной 2 м с каждой стороны каждого участка, который будет застраиваться. Также участники Игры обнаружили, что руководствовались игровым методом в поисках компромиссов в планировании улиц — после этого они поняли, что бессистемное распределение участков не позволит району хорошо функционировать.
Новые районы, которые должны сформироваться в ближайшее десятилетие, включают предложения по 500 плавучим домам на гигантском озере.
Результаты этих городских игр также вошли в генеральный план MVRDV. «Мы ничего не планировали в деталях, вместо этого мы позволили жителям строить свои собственные кварталы, — говорит Маас, — в свою очередь у них появляется больше ответственности при планировании улиц со своими соседями, организации собственного энергоснабжения и т. д. Некоторым эта часть кажется радикальной, но, на самом деле, именно так строились города на протяжении веков».
Новые районы, которые должны сформироваться в ближайшее десятилетие включают в себя Пампус — район, в котором можно поэкспериментировать: там предлагается построить 500 плавучих домов на гигантском озере.
Для создания постоянного нового зеленого района в центре города Алмере воспользуется проведением Floriade 2022 — крупнейшей в мире международной выставкой в области садоводства, которая будет идти с апреля по октябрь.
Шаблон для других
Алмере вдохновляет и другие города, подавая пример инновационного городского планирования в действии. «Профессионалы — политики, архитекторы, градостроители приезжают со всего мира, чтобы посмотреть и поучиться у Алмере, — говорит Яап Ян Берг, ссылаясь на особый интерес со стороны Китая, — там работают над новыми городами и городами совершенно другого масштаба, как Шэньчжэнь, например. В Великобритании я бы назвал Милтон-Кейнс, а во Франции — Марн-ла-Валле».
Тем временем MVRDV при реконструкции центра голландского города Эйндховен опирались на принципы Алмере. Целью этой реконструкции является значительное расширение города, но при этом сохранение атмосферы «уюта». Подсказки от Алмере включают в себя создание жилых районов с богатым озеленением и использование ярких зданий поразительных форм, чтобы оживить городской пейзаж.
Принципы из Алмеры также применяются в меньшем масштабе в голландской деревне Овершильд, где почти 80% домов сильно пострадали от землетрясений, вызванных гидроразрывом пласта в этом районе.
Жителям деревни дали возможность спроектировать свои собственные новые дома, а также коллективно принимать решения касательно инфраструктуры и городских объектов. «Жителей спросили, каковы их пожелания и как, по их мнению, должна выглядеть деревня через 10 лет. Затем мы дали жителям набор инструментов, который должен помочь им и вдохновить на то, чтобы взять будущее деревни в свои руки», — говорит Вини Маас.
«Большие расстояния, хорошие и широкие дороги подталкивают к тому, чтобы чаще водить машину, чем ходить пешком, ездить на велосипеде или пользоваться общественным транспортом», — предупреждает Жаклин Теллинга, руководитель проекта Almere's Homeruskwartier. Во многих городах мира жители ценят центр города и это приводит к расширению пригородов вокруг него и последующему строительству новых дорог из окраин в центр. Алмере же пошёл другим путём и всё меньше похож на пригород Амстердама или Утрехта — это побудило некоторых исследователей описать Алмере как пример гибридного пригородного города нового типа.
Яап Ян Берг предлагает более позитивный взгляд на отсутствие в Алмере типичной для многих городов непрерывной плотной застройки, которую некоторые считают неотъемлемым признаком города. «Алмере слабо похож на город в привычном понимании этого слова, — говорит он, — но эта незавершенность даёт простор для выбора и сохранения множества вариантов. Сохранение этой пространственной, а также ментальной идеи незавершенности придает городу постоянный импульс».
«Успешные города всегда возникают благодаря вкладу многих людей в течение многих лет, десятилетий, а иногда и тысячелетий, — соглашается Вини Маас, — именно эта вера привела к репутации Алмере как города-экспериментатора. Таким образом мы позволяем людям добавлять свое собственное видение».
Оригинальная статья: The Dutch city testing the future of urban life