May 25, 2022

Открытие линии королевы Елизаветы в Лондоне

Фото: Chris Ratcliffe/Bloomberg

Вчера в Лондоне наконец-то открыли линию королевы Елизаветы — очень сложный, дорогой и длинный проект, который связал мегаполис с агломерацией

Это наземно-подземная ж.д. линия, которая идёт с востока на запад агломерации через центр Лондона. Её строят с 2009 года, открытие было запланировано на 2018 год, а общая стоимость достигла £18,9 млрд ($23,6 млрд). В стройке было задействовано 10 000 человек — это был один из самых масштабных инфраструктурных проектов Европы.


Линия соединила две старейшие и самые загруженные ж.д. линии страны: в пригороде поезда едут по наземным существующим путям, а ближе к центру уходят под землю в новый туннель. Всего на линии 40 станций, в том числе 10 полностью новых подземных. Само собой, у линии много пересадок на станции метро, хотя строить что-то под центром Лондона ужасно сложно с точки зрения застройки и коммуникаций.

Иллюстрация: bloomberg.com

Линия должна сократить время в пути и привлечь новых пользователей — примеры с расчётами можно посмотреть в материале Блумберга. По планам линия будет перевозить около 200 млн пассажиров ежегодно и даст прирост на 10% поездок от всех перевозок.

Иллюстрация: bloomberg.com

По предварительным расчётам, стоимость недвижимости у станций вырастет на 25% в центре Лондона и на 20% на окраинах. Из-за этого, к слову, даже были протесты жителей — из-за роста цены у них вырастут налоги, что не всем нравится. Но по расчётам города, только за счёт налогов ветка принесёт £5,5 млрд ($6,9 млрд) дохода.

Иллюстрация: bloomberg.com

Интересно, что ещё до полного открытия линию открывали для тестовых пассажиров в марте этого года. Это обычная практика для аэропортов и торговых центров — тесты с пассажирами помогают проверить логичность той же навигации и общее удобство пользования. В случае же проблем у команды есть время на исправления, чтобы обычные жители не испытывали проблем при пользовании транспортом.

Фото: Niklas Halle’n/AFP

Изначально проект носил название Crossrail, а новое название в честь королевы получил в 2016 году. Судя по всему, ребрендинг был связан с финансовыми трудностями и попыткой защитить проект таким необычным образом. Занятно, что это далеко не первая «королевская» линия — в 1969 новую линию метро назвали в честь Виктории.

Фото: Andrew Matthews/Pool/AFP

В процессе проработке находятся линия Crossrail-2, которая должна соединить юго-западные и северо-восточные районы Лондона. Обсуждение проекта началось в 2013 году, старт работ запланирован на 2023 год с открытием в 2030-х годах. Её оценивают в £31,2 млрд ($39 млрд). И да, из-за этого проекта тоже идут протесты.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб