December 25

Перестройка парфюмерной столицы

Перед праздниками на актуальные темы говорить совсем не хочется, поэтому канал уходит в праздничный режим — с историями об урбанистических подвигах наших соседей по планете. Сегодня — про Грас(с).

Grasse — городок XI века во Франции, рядом с Каннами. Здесь живёт около 51 тысячи человек, и при этом это парфюмерная столица страны (а возможно, и мира). Буквально вся экономика города крутится вокруг парфюма: производство, образование, музеи, туризм. Население растёт, люди приезжают со всего света, ведь многие фабрики продают свои духи только тут (вот это локальный патриотизм!).

И всё бы хорошо, но главная жемчужина города — средневековый центр — со временем перестал отвечать современным запросам. Запредельная плотность населения была проблемой ещё в древности, тогда здесь сносили дома ради новых площадей и воздуха. Но нас интересует современный этап.

После войны изменилось всё: образ жизни, ожидания от жилья, социальные запросы и даже понятие красоты. Крошечные квартиры без лифтов, недостаток света и социальной инфраструктуры привели к оттоку жителей из исторического центра. В общем, центр начал вымирать — это почти классический сценарий для европейских городов XX века, из-за этого многие города после Второй мировой даже сносили свои центры ради более удобных новых коробок. Но тут пошли по иному пути, более деликатному и умному.

В 1990-х в городе запустили программу Action Cœur de Ville, нацеленную на оживление исторического центра. Застройку начали пересобирать целыми кварталами: адаптировать здания под новые функции, укрупнять квартиры, улучшать планировки и так далее. Параллельно внутри кварталов искали место для общественных функций общегородского масштаба, на фото как раз одна из таких новых библиотек с площадью.

Работы продолжаются по сей день — уже больше 30 лет город методично пересобирает себя, чтобы вернуть в центр средний класс и жизнь, но при этом избежать джентрификации и вытеснения существующих жителей. Есть и отдельные подпрограммы по модернизации соц.жилья и улучшению транспортной доступности, но туда сейчас углубляться не будем.

Такая вот умная реновация с сохранением себя. Вообще на уровне городского планирования есть два базовых инструмента решения проблем: повышение плотности и её понижение. С первым мы все хорошо знакомы, а вот второе — как раз случай Грас(с)а — на постсоветском пространстве почти не встречается. Поэтому и решил рассказать.

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб