Как сносят развязки в США
Ещё 100 лет назад американские города были устроены по тем же принципам, что европейские или российские — человеческий размер улиц, трамвайчики, плотная застройка и так далее. Однако появление массового автомобиля с лоббизмом производителей, вытекающая стройка хайвеев (преимущество через кварталы афроамериканцев) и попытка защититься от коммунизма за счёт частных домов в бесконечных пригородах привели к почти полному разрушению этих самых классических городов уже к середине 20 века.
Некоторые города сумели соскочить с этих крючков в начале или хотя бы не доводить ситуацию до абсурда — тут мы можем вспомнить Нью-Йорк с Джейн Джекобос и Сан-Франциско с голосованием о судьбе центральной магистрали после землетрясения 1989 года. Хотя сейчас новости о планах по сносу магистралей и возвращению обычных улиц с застройкой приходят всё чаще — старые развязки неремонтопригодны и их жизненный срок подходит к концу, так что встаёт вопрос, что с ними делать.
Вчера я наткнулся как раз на пример сноса дороги и возвращения былых районов — это трасса I-195 в Провиденсе (населений агломерации 1,7 млн человек). В 1950-х тут вынесли порт из центра города и построили магистраль между двумя штатами. Уже в 1980-х стало понятно, что получилось плохо: была выбрана неправильная нагрузка и мост через реку начал разрушаться, а городские власти поняли, что у них разорваны связи между районами. Изначально государственное дорожное агентство хотело просто заменить старый мост новым, но вмешались местные власти и архитекторы, которые навели суету и смогли убедить перенести часть магистрали подальше от центра.
Работы начались в 2000-х, а к 2012 году от старой части остались одни пеньки от эстакад — их использовали для постройки пешеходного моста через реку. Там, где раньше было царство бетона и асфальта появились парки и набережные, были восстановлены кварталы и их застройка идёт по сей день — район вновь стал ориентирован на человека вне машины и городская жизнь сюда потихоньку возвращается.
Понятно, что это не самый радикальный пример (Утрехт круче!), вряд ли в силах муниципалитета было вообще убрать трассу между штатами — это другой уровень принятия решения. Но они хотя бы смогли минимизировать ущерб и создать условия для развития всего центра. Чем-то этот пример очень похож на Дюссельдорф с его набережной.