Мини-маршрутка
Казалось бы, что может быть меньше привычной маршрутки в микроавтобусе? Но французы сделали её мини-версию!
В центре Экс-ан-Прованса работает автобусная сеть шаттлов La Diabline — 3 маршрута на электрокарах с интервалами около 10 минут, которые петляют по центру города. Билет покупается прямо у водителя, остановки — по требованию и буквально где угодно, привычных павильонов нет. В этом смысле система удивительно похожа на нашу родную маршруточку.
Но есть важное отличие: это не бизнес, а городской сервис. Здесь действуют бесплатные пересадки на другие маршруты, есть расписание, а вся работа финансируется из бюджета. И если смотреть на это как на городской транспорт — перед нами чистое извращение: дорогой и медленный сервис с минимальным охватом.
Но оценка меняется, если смотреть на сеть не как на развитие транспорта, а как на проект пешеходизации центра. Почти весь центр города пешеходный, въезд туда разрешён только доставке, коммунальным службам, такси и вот этим автобусикам. И их задача — скорее социальная: подвозить маломобильных жителей к домам, магазинам, врачам и так далее. Буквально транспорт последней мили для тех, кому сложно дойти пешком (не вызывать же им такси каждый раз).
И здесь плюсы начинают уравновешивать минусы. С одной стороны — большая пешеходная зона в самом активном районе города, рост туризма и развитие бизнеса. С другой — точечное решение проблем тех, для кого пешеходизация стала барьером. Эдакий политический компромисс, когда благо для большинства не бьёт по меньшинству.
Дорого? Безусловно. Но пешеходный центр приносит деньги. Стоит ли перенимать такой опыт? Не уверен. Но точно полезно знать, что такие решения вообще существуют.