Трамвай-корабль
Марсель однажды решил стать автомобильным раем, но кончилось всё… трамваем-кораблём
Начнём с предыстории. Ещё в 1950-х на трамвае можно было объехать почти весь Марсель — пути были всюду. Но к 1960-м сеть почти полностью уничтожили, только маршрут №68 дотянул до 2004 года благодаря подземному участку, который сложно было закрыть (последнее фото). Вместо трамвая тут выбрали веру в светлое автомобильное будущее и стройку метро, и упорно занимались этим полвека.
Но с каждой новой развязкой и парковкой почему-то проблем становилось только больше. К 2000 году стало ясно: жить в городе-пробке — плохо, надо что-то менять. В итоге Марсель принял новую транспортную стратегию и решил строить современный трамвай. Последний старый маршрут закрыли, и началась большая стройка.
В 2007 году по городу поехал новый трамвай, со старой версией его роднила только ширина колеи. Ради трамвая убирали парковки и полосы для машин: пути прокладывали там, где будет удобно пассажирам, а не где проще и «есть свободное место» (привет Петербургу).
А чтобы вагоны не стояли в пробках — пути обособили, а на светофорах дали приоритет. На самых узких улицах движение автомобилей убрали вовсе, превратив их в трамвайно-пешеходные. За счёт этого трамвай вставал только на остановках на время посадки.
На сегодня марсельский трамвай — это 13 км линий и 3 маршрута. Сами маршруты нам сейчас не так важны — главное результаты! Например, трамвай вдохнул новую жизнь в бизнес центра, ведь доехать до него с окраин стало в разы проще и быстрее. Но ключевой эффект в другом: трамвай убрал лишние машины: если 2009 году доля поездок на личном авто была 40 %, а в 2019 — уже 31 %. В агломерации использование машин также снизилось: с 44 % до 40 %. Одновременно выросла доля пеших и велосипедных передвижений: когда город не завален машинами, по нему просто приятнее ходить.
Как Марселю это удалось? Всё упирается в целеполагание: сервис делали не для уже имеющихся пассажиров, а для тех, кто выбирал машину. Поэтому был и кнут — меньше парковок и больше зигзагов; и пряник — быстрый, удобный трамвай, больше деревьев, успокоенный трафик и прочие чудеса урбанизма. Приятно, что тут сразу подумали, как люди будут идти до трамвая, и как сделать их путь приятным.
Попутно из трамваев решили сделать новую достопримечательность, ведь это всё же французы. Так внешний вид решили стилизовать под корабль: всё-таки Марсель — крупнейший порт Франции! Хотя на мой вкус, получилось спорно, но может в начале 2000-х это считалось модным.
Вывод прост: современный трамвай — это не вагон с подсветкой и usb-зарядкой, а тот, который заставляет водителей пересесть с руля в трамвай. Марсель не побоялся сложного пути — и выиграл, чего желаю и вашему городу!