Когда асфальт надоел
Голландцы снова пускают воду по улицам!
В роликах из Утрехта и Гааги я рассказывал, как голландцы засыпали свои каналы ради новых дорог и парковок — в 1940-70-х они ещё не знали, что станут самой велосипедной нацией в мире, поэтому искали место для своих «ласточек» как могли. А сегодня возвращают воду обратно в свои города. И вот свежий пример из Бреды.
В 1940 году в Бреде построили улицу, которая очень удачно соединяла север и юг города для машин через центр. Для этого пришлось «всего лишь» перекрыть и засыпать русло, которое питало реку вокруг крепостных стен и старого города.
Но времена меняются — вместе с нашими представлениями о хорошем городе. В XXI веке стало ясно, что тонны асфальта и удобство езды на машине — далеко не главные качества городской среды. А вот воды, зелени и природы хронически не хватает. Так появился проект по восстановлению реки Марк — The Nieuwe Mark.
Для возвращения реки пришлось буквально разобрать часть улиц, чтобы прорыть новое русло и соединить два участка реки. Параллельно шли археологические раскопки и реставрация старых мостов, и всё это — в самом центре, где каждый метр на счету и вокруг живут люди.
К проекту подключили университеты и питомники: каждый элемент продумывали так, чтобы природа действительно вернулась в город. Даже стены набережных рассчитали особым образом — от узора кирпичей до глубины швов, чтобы растения могли укореняться, птицы находили места для гнёзд, а корни не разрушали конструкцию.
Новое русло идёт чуть в стороне от исторического, но и старые участки реки не забыли: их очистили, убрали часть дорог ради набережных и зелени.
Благодаря общей ренатурации изменился и уровень воды — теперь по всему центру можно плавать на лодках. Вся стройка заняла всего 3 года.
Бреда — отличный пример, как города учатся исправлять ошибки прошлого.
Если было интересно — напомню про свой материал о ренатурации главной реки Мюнхена: urbanblog.ru/isar
Фото: Melissa & Chris Bruntlett, landezine-award.com, gww-bouw.nl