Зачем сцепляют трамваи
Один из главных плюсов трамвая по сравнению с автобусами и троллейбусами* — возможность сцеплять вагоны в СМЕ (система многих единиц), когда один водитель управляет несколькими трамваями сразу.
Имея один тип подвижного состава, вы можете гибче реагировать на загрузку в городе: по выходным пускать одиночные вагоны, а в будни на загруженных маршрутах уже сцеплять по 2-3 вагона. Хотя в Лейпциге цепляют аж по 4 и ничего. Если же у вас идёт активная застройка, то можно сначала пускать по одному вагону, а по мере заселения — сцепки.
Почему просто не закупить много разных по вместимости трамваев? Потому что такой зоопарк сложнее обслуживать, новые трамваи стоят дорого и горизонт планирования должен быть лет на 30 вперёд — слишком много факторов против.
А почему бы просто не пускать эти трамваи отдельно? Ведь тогда можно сократить интервалы, что хорошо! На это есть простой и сложный ответы. Простой: уже сегодня почти в каждом городе дефицит водителей и просто не хватает денег на новых — в СМЕ число водителей не меняется, а сервис улучшается.
Сложный: на загруженных участках это может привести к трамвайным пробкам. Например, когда один вагон будет ждать окончания посадки-высадки другого, или когда трамваи не будут успевать проезжать светофоры. Более того, если к перекрёстку постоянно будут подъезжать трамваи, то светофор при всём желании не получится настроить на приоритет. Поэтому при коротких интервалах лучше идти не количественным путём, а качественным.
А ещё некоторые города, чтобы не покупать очень дорогие новые низкопольные трамваи, делают на базе старых одиночные вагоны без ступенек и подцепляют их уже к высокопольным — получается доступная среда на транспорте с минимальными вложениями!
Вот только за последние 40 лет на постсоветском пространстве почти не осталось городов, где трамвай в состоянии выполнять функцию магистрального транспорта: системы чаще всего полуубиты, а на уровне мэрий почти не осталось людей, кто умеет нормально управлять такими сложными системами.
А теперь к новостям: в Челябинске из новой партии трамваев как раз будут делать СМЕ для загруженных маршрутов. До этого, кажется, только в Краснодаре так делали. Вообще транспортные новости из Челябинска в последнее время — это огонёк в конце туннеля.
* Мир знает примеры сцепок троллейбусов и даже автобусные прицепы, но это не совсем то же самое. Плюс в мире почти нигде эта практика не прижилась из-за проблем с радиусами поворотов и повышенной аварийностью.