Непростая история Вади Салиб
На неделе я выпустил ролик из Хайфы (один из крупнейших городов Израиля), где всплыл интересный политический аспект из 1940-х годов, который по сей день влияет на облик города
Ближе к концу видео засветился Вади Салиб — один из старейших районов Хайфы, который исторически был заселён арабским населением. В арабо-израильскую войну 1947-1949 годов жители вынуждено покинули район.
Дома довольно быстро конфисковали по закону «Об имуществе отсутствующих» с передачей управления Хранителю. С учётом острого жилищного кризиса из-за большого потока иммигрантов, дома стали сдавать в аренду вновь прибывшим. В этот район стали заезжать преимущественно евреи из северной Африки. При этом программ помощи и социализации не существовало, а район начал становиться неблагополучный: хаос, преступность, нищета и отсутствие базовой инфраструктуры — это всё было в Вади Салиб.
«Так было до 1959 года. К этому времени уже по всей стране были протестные настроения у переселенцев с северной Африки на фоне притеснений и общего ощущения второсортности относительно тех, кто приехал раньше, встал на ноги и закрепился у власти. Но именно в Хайфе бахнуло: начались погромы и столкновения с властями. Эти погромы имели большой резонанс в обществе и имеют большое историческое, общественное и политическое значение по сей день. После них было принято решение расселить и частично разрушить район» — написали в комментариях.
Дальше начинается любопытное — район по сей день стоит полузаброшенный, хотя это центр города. Как я понял, государство решило не сдавать в аренду недвижимость в проблемном районе, но и снести или перестроить дома не может (как и муниципалитет).
А дело в том, что по закону 1960 года, большая часть частной собственности страны находится не совсем в собственности, а в долгосрочной аренде на 99 лет у государства. При этом государство не стало просто национализировать недвижимость, чтобы не подорвать институт частной собственности.
То есть чтобы что-то сделать с этими домами, нужно подождать всего лишь век. Хотя с учётом прошедших десятилетий, ждать осталось не так уж и долго.