June 22

Метро-поездо-трамвай из Карлсруэ 

Карлсруэ — город размером с Тверь в Германии. Исторически его построили, чтобы у местного царя был свой Версаль (привет Петергофу), но нам интересна транспортная история — это первый в мире город, где появился трамвай-поезд. А год назад ещё и метротрам.

Трамвай-поезд — система, при которой трамваи выезжают на железную дорогу и едут как электрички. Идея может показаться не самой грандиозной, колея-то и колёса одинаковые, но у железных дорог свои правила к водителям, другой тип питания и требования к технике, а ещё нужно договариваться по оплате путей, менять расписания и тд. В общем, непросто технически и сложно бюрократически.

Сегодня такими система не удивить транспортников, но первыми это сделали именно тут и лишь в 1992 году. Междугородные трамваи имеют приписку S и доезжают до соседних городов и деревень, а внутригородские имеют обычные номера — билеты единые, но ради электричек сделали новую компанию и доработали трамваи. На первых фото как раз портал между уличными и ж/д путями.

Эта реформа позволило не просто спасти трамвай Карлсруэ от закрытия, а сделать его мегавостребованным на уровне всей агломерации и стать образцом для всего мира. Для справки: в Твери ничего не сделали, трамвай в итоге закрыли.

Почти все маршруты сходились в центре на главной пешеходной улице, что стало проблемой: трамваев было так много, что они проезжали каждые 30-60 сек и не давали пройти, а любая задержка рушила всё расписание. Но и просто убрать часть маршрутов было нельзя, ведь весь бизнес вдоль улицы живёт за счёт удобного расположения.

Главная улица 5 лет назад

В итоге власти решили убрать трамвай под землю.

Под землю убрали 4 км, в том числе одно Т-пересечение, и построили 7 станций за 1,5 млрд евро, по ним проезжает 11 маршрутов. Решение спорное: это дорого, долго и трамвай под землёй физически дальше от человека. При обсуждении проекта жители разделились практически поровну за и против туннеля, но с небольшим перевесом победили сторонники. Стройка началась в 2010, я её даже снимал в 2019, и закончилась в декабре 2021.

Месяц назад я наконец-то прокатился по новым станциям, их даже пометили как U-bahn, то есть обозвали метро. Станции типовые и очень светлые, везде есть лифты и эскалаторы наверх.

Персонала на станции нет, как и турникетов — всё работает как на обычной уличной остановке трамвая. Хотя есть нюанс: у всех платформ в начале более высокий пол — так тут решили проблему безбарьерной среды, ведь у городского трамвая стандарт пола 330 мм, а на ж/д 550 мм — какой бы трамвай не приехал, хотя бы один вагон в нём будет иметь вход без ступеньки.

Что не понравилось: расстояние между остановками оставили прежнем, поэтому трамваи не успевают разогнаться несмотря на туннели. Видимо, чиновники не хотели негодования жителей из-за относа станций дальше друг от друга.

Плюс все станции одинаковые — узнать свою станцию по внешнему виду невозможно. Конечно, это можно обосновать экономией, но в рамках таких проектов внешняя отделка — это 1-2% от бюджета. Даже в Ганновере, где метротрам строили полвека назад, дизайн подземных станций разный.

Короче, пример интересный, но явно можно сделать лучше. А пути с улиц над туннелями только-только убирают.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб