October 27, 2023

Как плохой проект может испортить всем жизнь 

История из Самарканда, где из благих побуждений занимаются вредительством и заодно затягивают на шее кабальную верёвку.

Есть два очень распространённых заблуждения: любая новая стройка — это хорошо, а чтобы победить пробки, нужно всего лишь убрать светофор и построить развязку. В принципе, в случае с загородными дорогами развязки действительно помогают, но когда мы говорим про улицы, то развязка лишь переносит пробку на 100 м дальше, убивает комфортную среду для всех вокруг, и получается, что люди живут на обочине. Математики и транспортники ещё в прошлом веке доказали, что новые дороги и те же развязки вместо обычных перекрёстков приводят лишь к росту числа машин на улице и новым пробкам, поэтому умные города давно таким не занимаются — вместо этого деньги вкладывают в общественный транспорт, пешеходную и велосипедную инфраструктуры. Это база.

В Самарканде же решили пробить дорогу через жилые дома в новый район на окраине и превратить примыкающую улицу в центре в трассу с развязками. Для этого уже срубили часть взрослых деревьев для новых полос и переносят коммуникации для строительства туннелей. Тут прямо классические ошибки из области городского планирования и дизайна: сначала строим район в поле, затем думаем, как из него будут выезжать люди, а заодно превращаем зелёную улицу с широкими тенистыми тротуарами в асфальтовый плац.

Улица до работ
Улица в процессе работ, ряды деревьев уже частично срублены

В деталях всё ещё хуже: тоннели не увеличат пропускную способность перекрёстков, сверху останутся светофоры для поворотов с существующими фазами, машин же в момент будет приезжать больше прежнего, а полос перед перекрестками меньше — такой наплыв увеличит нагрузку на перекрёстки и остальную уличную сеть. Проще говоря, въезды и сам тоннель будут заблокированы очередью перед перекрестком над ним — дорога не спасёт от пробок, а лишь породит новые. Собственно, самаркандцам это явление уже знакомо по другим дорожным проектам последних лет (привет тоннелю у стадиона Олимпия).

Как замыкается подобная развязка у стадиона Олимпия

На этом изюминки не кончаются, ведь бессмысленную стройку затеяли на кредитные деньги! Республиканская администрация взяла кредит в $300 млн на 17 лет у фонда развития Абу-Даби, а местные чиновники не очень-то были против. И это всё на фоне разработанного на деньги того же бюджета транспортного мастер-плана, где наоборот отказываются от строительства трасс и развязок внутри города! Более того, транспортные эксперты в плане закрепили строительство трамвая в тот самый новый район, но эту стройку отложили… потому что нет денег.

В итоге мы имеем проект, который не сделает лучше автомобилистам в часы пик, превратит улицу в гоночный трек по ночам, не даст сделать удобную пересадку с автобусов на трамвай, убьёт благополучную среду для жителей центра и, вероятнее всего, приведёт к закрытию бизнеса вдоль улицы. И за всё это ещё нужно будет выплачивать долг с процентами! Единственный плюс от всей этой стройки — обновление коммуникаций под улицей, чтобы можно было построить тоннели. Но вряд ли жители заметят улучшение из-за новых труб на одной улице — коммуникации нужно менять комплексно, а не точечно.

Теперь к тому, как можно было бы решить задачу по-умному: мой коллега Александр Девяткин замерил потоки в час пик и смоделировал перекрёсток Рудакий-Гагарина в более эффективном дизайне. Оказалось, туннель здесь и не нужен: за счёт изменения направления полос и светофорных циклов можно улучшить движение для машин, а главное — есть место для линии скоростного автобуса в тот самый новый район на окраине! Даже останется место для новых деревьев. Это тот редкий случай, когда в границах текущей проезжей части можно сделать хорошо всем без какой-либо развязки! Но, видимо, чиновникам интереснее заработать на стройке, чем сделать реально хорошо жителям.

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб