April 16

Как сделать уличный фонарь хорошо

Фонарный столб — неотъемлемый элемент почти любой улицы, который сильно влияет на рельеф и восприятие этой самой улицы. Поэтому это не просто освещение и опора для кабелей, но ещё и архитектурный элемент города. В хороших городах внешний вид фонарей определяется дизайн-кодами районов и может различаться в зависимости от окружающей застройки. Это хорошо заметно, например, по Праге: в старом городе с богатой на детали архитектурой будут ажурные фонари, а в соседнем районе с модернистской застройкой — уже простые фонари, которые гармонируют с домами вокруг.

До революции и второй половины 20 века в России это хорошо понимали: архитекторы прорабатывали детали и было разнообразие форм. А вот примерно с 1970-х главными критериями стали цена и простота обслуживания — началась архитектурная деградация. За последние 10 лет в некоторых городах осознали ошибку: при благоустройстве улиц архитекторы стали создавать уникальные для города фонари или просто подбирать формы в зависимости от контекста места, а провода стали прятать под землю. Но в целом ситуация остаётся крайне плачевной и требует массового переосмысления.


Провода и подвесное оборудование

Должно быть сведено к минимуму. Всё, что может быть спрятано под землёй или на крышах — должно быть спрятано. У вас дома водосточные трубы и проводка спрятаны в стене или плинтусе — здесь должно быть аналогично. Посмотрите и никогда не делайте так:

Крепления

Должны быть спрятаны. Доступ к креплению фонаря может потребоваться лет через сто, а съедать каждый день полезную площадь тротуара из-за этого глупо. Доступ же к коммуникациям внутри делают через техническое отверстие, которое закрывается на ключ.

При этом «юбка» у исторических фонарей, как правило, — неотъемлемая часть общего дизайна. На старых фонарях она может быть уместна, но в новых её закладывать не стоит. Вот так не надо:

А так — вполне ничего:

Модульное крепление

Дорожные знаки, светофоры, дополнительное освещение, флагштоки, контактная сеть — эти и некоторые другие вещи с фонарных столбов вряд ли получится убрать (иначе у вас будет вся улица в столбах), поэтому лучше сразу предусмотреть универсальное крепление для этого. В Тель-Авиве, например, на новых столбах есть рельсы, на которых как раз фиксируют оборудование на нужной высоте.

Расположение столбов

Плохо:

Хорошо:

У каждого тротуара должна быть единая буферная зона между проезжей частью и проходом для людей - здесь размещают скамейки, деревья, велопарковки и столбы. Всё должно идти по одной линии, чтобы не выбиваться. Заодно столбы посреди тротуара останутся страшным сном пешеходов, особенно родителей с коляской.

Пешеходные и автомобильные фонари

Для каждого типа пространства нужны свои фонари по высоте, линзам, яркости и температуре освещения. Уже были прецеденты, когда по глупости городские власти ставили во дворы огромные фонари, которые обычно стоят на трассах - в результате люди не могли нормально спать ночью из-за яркого света.

Обычно города создают световой мастер-план, где прописаны требования к освещению в зависимости от пространства и района города. В целом же этим вопросом должны заниматься не дорожные проектировщики, а архитекторы и светодизайнеры.

Исторические формы

Ставить ажурный фонарь «как в Парижу» с ближайшего рынка среди панельных районов — глупо и лишь укажет на полное отсутствие вкуса. Закупать типовые фонари вообще не самая лучшая идея по двум причинам:

  • Они не учитывают застройку и тип улицы — важна не только форма, но и высота, которая должна гармонировать с самой застройкой;
  • Это новодел, который не отображает идентичность города, района и улицы. Исторической ценности в таком фонаре не будет, зато дизайн будет обманывать каждого прохожего относительно своего возраста.

Есть два варианта, как можно избежать этих проблем:

  • Реплики исторических фонарей, которые действительно когда-то стояли на улице. Чаще всего, у крупных городов были уникальные формы и это можно рассматривать как регенерацию исторической среды. Например, такие реплики делали в Москве для дореволюционных и сталинских фонарей.
Исторические фонари в Москве
Исторические реплики старых фонарей на Мясницкой улице, сделаны в рамках реконструкции всей улицы
Реплики фонарей сталинского периода в Москве
Реплики фонарей сталинского периода в Москве

  • Современный нейтральный дизайн — сразу понятно, что фонарь новый, но он не перетягивает внимание прохожих с исторической застройки на себя.
Исторический центр Москвы

Современный дизайн

Простой и лаконичный:

Фонарь 21 века слева и 20 века справа. Центр Нижнего Новгорода.

Обычно форма фонаря круглая и утоньшается по мере возвышения — это делает конструкцию легче в плане материала и визуального восприятия. Плюс экономит металл.

Для знаковых мест можно заказывать и что-то более экзотическое, чтобы подчеркнуть уникальность пространства:

Фонари на Стрелке в Нижнем Новгороде, например, повторяют форму портовых кранов — это отражает историю места:

Вандализм и коммунальные хитрости

Делайте нижнюю часть столба рельефной, тогда к ней будет намного сложнее приклеить объявление:

Барселона

«Дёшево и сердито» — краска с песком, примерно тот же эффект:

Прага

С точки зрения цвета фонарей есть разные подходы. В мире их чаще всего делают чёрными или тёмно-зелёными в исторических районах. На постсоветском пространстве — чаще всего серо-коммунальный. Единого ответа здесь нет, нужно смотреть на общую колористику улицы и исходить из того, чтобы фонарь был спокойных и нейтральных цветов, но всегда бывают исключения.

В общем, фонарный столб — это сложнее, чем кажется!

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб