June 1

Где экономить?

Российские муниципалитеты очень бедные — основную массу налогов выводят из города в региональный и федеральные бюджеты. Затем что-то возвращают в виде целевых дотаций или по федеральным программам за лояльность или для погашения социального напряжения. Поэтому получается ситуация, когда ответственности и проблем много, но нет возможности направлять деньги по своему усмотрение на приоритетные проблемы.

Если раньше системные проблемы получалось точечно затыкать за счёт перераспределения потоков, то в ближайшем будущем это будет станет намного сложнее: денег будет намного меньше. Просто посмотрите на новости последних дней: из Фонда национального благосостояния за апрель потратили 2 трлн рублей (осталось 11), а объём поступлений за НДС в апреле сократился до 405 млрд. рублей — почти в два раза по сравнению с ковидным апрелем 2021.

Очевидно, что придётся экономить и стараться выкидывать лишнее. Образование и социалку трогать побоятся, поэтому из крупных блоков останется благоустройство, содержание города и транспорт. С благоустройством, как я надеюсь, это приведёт к отказу от бессмысленных новых парков в поле к более точечному улучшению уже существующих мест.

Дорогое и бессмысленное благоустройство в Южно-Сахалинске

С содержанием города и транспортом всё куда интереснее: могут начать ещё хуже начать убирать снег (привет, Петербург!), но могут и пойти по более интересному пути. Например, снос бессмысленных заборов вдоль улиц — они дорогие, требуют постоянных замен и ремонта, мешают убирать улицы и в случае аварий разлетаются как шрапнель во всех вокруг. Это предложение может оскорбит чувства гаишников, которые просыпаются каждое утро в надежде обязать город поставить что-нибудь ещё по ГОСТам, которые они сами же часто и придумывают, но прецеденты есть. Например, в Рязани мэр города на днях заявила, что заборы будут убирать, а вместо них сажать кусты — уж если рязанские чиновники смогли договориться, то в других городах это точно потянут.

Другой возможный сценарий: выделенные полосы для общественного транспорта. Тут у нас оскорбление всех и вся, но без этого построить эффективную транспортную систему невозможно. Особенно это касается городов, где разыграли долгосрочные конкурсы на брутто-контракты: без выделенных полос перевозчики должны выпускать больше техники на рейс, а бюджет, соответственно, больше оплачивать транспортной работы. Выделенки же позволят сократить выпуск без ухудшения транспортного обслуживания — это может сохранить до 50 млн рублей только на одном маршруте.

Вот только политики очень часто не готовы на подобные реформы, но скоро у них может не остаться выбора.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб