50,4 млрд на трамвай Нижнего Новгорода: трамвай МиНиН и другие тонкости концессии
Начнём с главного: в Нижнем Новгороде ужасный общественный транспорт даже по российским меркам. ПАЗик посреди пробки был нормой для города. Тут даже первую выделенную полосу запустили всего 3 года назад. Электротранспорт же хоть и дожил до наших дней, но в очень кастрированном и убитом виде — многие нужные линии убрали, а износ инфраструктуры был больше 80%.
На этом фоне меня крайне удивило решение властей закупить псевдоисторические трамваи с огромной переплатой — странно покупать торт, когда не хватает на хлеб. Плюс активно ходили новости про демонтаж троллейбусных линий в центре. Короче, настрой был пессимистичным.
В мае этого года регион забрал у города «Нижегородэлектротранс», а ещё ранее были переданы полномочия по организации перевозок и тарифам. По умолчанию это плохое решение, которое убивает местное самоуправление и мотивацию у чиновников города делать те же выделенные полосы — зачем получать кучу проблем от жителей, когда это никак не отразится на бюджете самого муниципалитета?
Такая передача может создать очень много проблем в будущем, даже если сейчас это благо и спасение. Собственно, в новостях и говорят, что это вынужденное решение ради получения федеральных денег и концессии — региону их проще выбить, чем муниципалитету.
Трамвайная концессия
В октябре было подписано концессионное соглашение на 25 лет и 50,4 млрд рублей по спасению трамвая. Сумма включает в себя средства инвестора (35 млрд) и безвозмездную субсидию (15,1 млрд), где 4% — доля регионального бюджета. Что интересно, концессионером выступила компания «Экологические проекты», учредителями которой являются АО «Корпорация развития Нижегородской области» (99%) и «Технопарк Н2О» (1%). Последнее является центром научных разработок особой экономической зоны «Кулибин». Проще говоря, частный инвестор здесь — регион, а не бизнес.
В рамках концессии планируется обновить почти 150 км трамвайных линий, закупить 170 трамваев, провести реконструкцию 15 тяговых подстанций и 3 депо. Первые линии уже сняли и укладывают по новой. Плюс в новостях встречал упоминания о прокладке новых веток в Сормовском и Приокском районах, но только если будет федеральная поддержка.
Ещё в новостях попадаются планы по отдельной концессии на троллейбусы города, но публично о деталях пока не говорят.
Новый трамвай
Собственно, производство новых трамваев в рамках концессии и показали сегодня — это белорусско-российская фирма по сборке вагонов Белкоммунмаша BKM Holding: базу для него взяли от БКМ-811, но передние и задние маски сделали уникальными для города, а назвали вагон МиНиН — Минск + Нижний Новгород. Кстати, судя по всему, фары у трамвая от Газели.
До 2024 год белорусы должны будут поставить 10 одиночных вагонов как на фото и 26 — трёхсекционных трамваев (основа, видимо, модель Т856). Для сборки же на месте поставят 20 машинокомплектов и 114 комплектов тележек и электрооборудования.
Собирают трамвай в Ворсме (город в 62 км от Нижнего Новгорода) на заводе Foxbus. Кузов, судя по всему, будут делать уже на самом заводе.
Пока показали только МиНиНа — я очень надеюсь, что это сырой тестовый трамвай. Потому что ну нельзя в 2022 году так бездарно делать салон!
Здесь очень много пустого пространства над тележками, где и встать нельзя, и нет сидений. Да и зачем-то огромный накопить сделали, хотя одиночные вагоны явно не рассчитаны на линии с большой нагрузкой (для этого будут трёхсекционные) — можно сделать одну универсальную площадку для колясок или великов. Плюс нужно стремиться делать сидения по ходу движения для максимального комфорта, а тут на пустом месте развернули кресла задом. Ладно бы трамвай был двустороннем, но ведь кабина тут только в одном месте.
А где Пожарский?
В целом, за трамвай Нижнего можно переживать меньше — его теперь вряд ли закроют. Дальше начинаются инженерные, транспортные и финансовые тонкости, на которые у меня пока нет ответов: начнут ли строить платформы вместе с ремонтом путей, станут ли обособлять пути, будут ли убирать дублирование автобусами, правильно ли посчитали потоки и хватит ли бюджета на оплату концессионеру, сохранят ли троллейбусы?
Ну и отдельно напомню, что в соседней Казани тоже любили закупать белорусские трамваи, но они там подозрительно часто горели.