Москва осталась без Pesa
В 2012 году в столице решили обновить трамваи, но столкнулись с проблемой: в России просто не умели делать современные низкопольные трамваи, особенно длинные. В итоге был международный конкурс, где консорциумы состязались за право поставить новую технику москвичам. Тогда победила польская Pesa и Уралвагонзавод.
Всего заказали 120 трамваев Fokstrot, каждый на 190 пассажиров, из которых 60 могут ехать сидя. Вот только был нюанс: мэрия Москвы платила в рублях российской стороне консорциума по факту поставки, а дальше шла конвертация и оплата заводу в евро. Цена за вагон была 1,2 млн евро — это 49,6 млн рублей при изначальном курсе в 40 руб. за евро.
Думаю, вы поняли, что случилось дальше: Крымнаш, санкции и ответные санкции, евро стал 65 рублей и теперь вагон стал стоить 80,6 млн рублей. Ни завод, ни российская сторона, ни мэрия к такому оказались не готовы. Затем была долгая неразбериха, ведь поставили лишь часть техники и было не ясно, что делать с оставшейся партией. В итоге до москвичей доехало лишь 70 Пес.
Но на этом история не кончается, ведь важно не просто купить — технику нужно обслуживать. Быстро стало понятно, что современные вагоны плохо дружат с убитыми путями, нужные запчасти закупить напрямую стало невозможно, а обслуживать такую технику молотком и изолентой не получается. В итоге из 70 современных вагонов на ходу осталось лишь 23.
В общем, вчера был последний день работы польских трамваев в Москве — их все отстранили от работы. Найти российские запчасти-аналоги пытались, но чиновникам оказалось проще заплатить дважды и опять купить новые вагоны, но уже у российских заводов и с договором на обслуживание от производителя.
Отмечу, что сегодня даже за 80 млн рублей невозможно купить длинный трамвай, цены выросли многократно за 10 лет (в отличие от городских бюджетов). Но купить — не самая большая проблема, даже в Москве не смогли наладить нормальное поддержание: нам всем обещали, что трамваи будут работать по 30-40 лет, а в итоге спустя всего 10 лет на ходу почти ничего не осталось. И если с Песами вмешались санкции и падение рубля, то аналогичные процессы с другой техникой этим не объяснишь (те же Морковки в основном стоят в депо). Аналогично с качеством путей: мэрия Москвы вливает в капремонт огромные деньги, рассказывают про качество на десятилетия, но в результате через год всё разваливается.
Видимо, проблемы растут из других мест.