April 28, 2022

Благоустройство: искусственное и настоящее заполнение

Потихоньку перевариваю свои впечатления из Турции и Израиля и поймал себя на мысли о кардинально разных подхода обустройства общественных пространств. Особенно хорошо разница видна с нашими пост-советскими городами. Вроде бы одна задача, но процесс и цели совершенно разные.


В Израиле (хотя это не только там, просто там я себя поймал на этом) общественные пространства минималистичные: тротуар, озеленение, столики-стулья и фонтанчики с водой — всё. При этом по вечерам в том же Тель-Авиве они забиты людьми.

В центре Стамбула тоже всё просто и в людях:

В России (и других странах с советскими микрорайонами и модой на централизованное благоустройство) общественные пространства — это часто нагромождение всего, что только можно: памятники, рояли из искусственного газона, мостики, ограждения, фонтаны, качели и так далее. И чаще всего они пустые.

Рязань

Почему же так? Есть несколько предположений:


🔘 При централизованном благоустройстве, когда проект и бюджет нужно согласовывать с регионом или федеральным центром, есть желание вписать в работы как можно больше и подороже — затевать такую большую работу с участием кучи людей и ведомств из разных городов ради ремонта плитки и пары скамеек просто нет смысла. Важно не качество, а количество и цена.

Гранитный плац в центре Хабаровска
Благоустроенный двор в Астрахани
Буйство малых архитектурных форм в Улан-Удэ
Царство гранита и фонарей в Нальчике

Другое дело, когда у муниципалитета достаточный свой бюджет и можно делать точечные недорогие проекты коллективом в 5 человек в рамках одного здания ратуши.

🔘 Благоустройство в России — это политика, у губернаторов и мэров появилась мода делать площади, парки и набережные. Это хорошо, но открывать что-то простое неинтересно — каждый хочет своё Зарядье или хотя бы площадь с «Я♥️N-город».

Сюда частично можно отнести проблему пресности среды пост-советских городов: визуальных образов не хватает, а инициативы по созданию чего-то уникального часто берут на себя чиновники-исполнители, которые просто не умеют в креативность. Поэтому заказывают «ажурненькое» и неуместный арт из каталогов.

🔘 Постсоветские районы, как правило, рыхлые и автомобильного масштаба — пространств много, а людей и денег мало. Поэтому благоустройство одной площади в центре какого-нибудь микрорайона с убитой средой вокруг не привлечёт нормальное количество людей.

Рязань

Конечно, есть пример Белых цветов в Казани, но при этом соседние дворы, площади и набережные пустые — на них не хватает средств для нормального благоустройства. А если его и проведут, той же командой и теми же ценностями, то просто не хватит людей для заполнения всех пространств.

Белые цветы в Казани

Отдельная беда — выбор точек для благоустройства: часто депутаты и чиновники отбирают места без стратегии, исходят лишь сиюминутных выгод: погашение недовольства или перед выборами. В итоге делают не там, где есть люди, а где проще и громче кричат.

Южно-Сахалинск

В то же время израильские города компактные и плотные: тут по факту нет дворов, улицы небольшие и насыщенные бизнесом — даже простое благоустройство будет заполняться людьми из-за дефицита таких мест. А решать социальные вопросы можно выборами, а не федеральной программой комфортной городской среды.

🔘 Вытекающее из прошлого пункта: монструозные площади, улицы и набережные пытаются заполнить хоть чем-то, чтобы они не выглядели плиточным плацем. Конечно, можно было бы их засадить деревьями и решить проблему, но деревья ещё должны вырасти, а открыть место с мэром нужно уже ко дню города.

🔘 Боязнь протестов и игнорирование бизнеса. Всё просто: те же площади нужны для большого скопления людей, а это возможно только по указке сверху — чтобы не было желаний собираться без санкции (хотя Конституция это прямо разрешает), то надо застолбить место качелями, фонтанами и прочим. И плитка мощения нужна большая, чтобы не было соблазна отковырять её.

С другой стороны, одна из ключевых целей благоустройства во всём мире — стимулирование развития бизнеса, поэтому в Израиле новые широкие тротуары оставляют пустыми, чтобы рестораны и кофейни выставляли туда столики. Бизнес сам заполнит пустоту — максимально просто и эффективно.

Те же пешеходные улицы — это вообще история исключительно про бизнес: без активного уличного фасада с магазинами, кафе, банками и другими точками притяжения улица будет пустой и бесполезной.

У нас же проектов с участием уличного бизнеса почти нет, в лучшем случае его информируют о начале работ за неделю. А разрешение на веранды вообще могут не выдать, чтобы какой-нибудь предприниматель не испортил вид улицы неправильным зонтиком.

P.S.

Вы, конечно, можете мне рассказать, как я заблуждаюсь и что виноват климат или менталитет. Только перед этим сходите в частные креативные пространства типа Хлебозавода 9 в Москве, Севкабель в Петербурге, Арт-Квадрат в Уфе или Винзавода в Воронеже — там вы в полной мере увидите простое и эффективное благоустройство, которое можно отличить от израильского разве что по вывескам. И людно там круглый год.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб