Город военного времени
Мир не идеален и часто приходится приспосабливаться даже к самым ужасным ситуациям. Тут я немного хотел бы рассказать про израильский и швейцарский опыт городского планирования в условиях частых атак.
В Израиле есть специальное приложение для предупреждении о ракетах и терактах с инструкциями, как себя вести. Можно сказать, что у каждого жителя есть такое — тут всё просто.
В городах есть сеть общественных бомбоубежищ — есть сайт с картой и делением по расстоянию от вас и степени защиты. Чаще всего это небольшие скверы или парки, где под детскими площадками или типа того будет бункер — разумное совмещение функций, ведь из-за бетонной подушки озеленить зону над бункером весьма проблематично. Плюс те же дети с родителями маломобильны, а так бомбоубежище прямо под ними.
Хотя есть убежища с надземной частью в виде небольшой постройки. Ко всем убежищам есть указатели вдоль улиц.
Ещё читал когда-то, что в особо опасных районах страны над важными объектами, типа автобусных остановок, ещё делают бетонный колпак — в случае попадания ракеты колпак берёт удар на себя и разрушается, а сама остановка или дом остаются целыми. Но лично таких не видел.
Во всех новых домах есть стояк с укреплёнными комнатами-бомбоубежищами. Обычно их видно с улицы за счёт небольшого окна, в стенах же спрятаны железные задвижки. В старых домах бомбоубежища общие в подвалах и обычно одно на несколько домов, но в рамках реноваций (достраивают этажи, лифты и тд) там достраивают эти самые комнаты.
Если с Израилем всё более-менее понятно, то швейцарские требования по бомбоубежищам могут удивить: тут на каждого есть бомбоубежище от ядерной войны.
Большинство зданий, построенных начиная с 1963 года имеют общие ядерные убежища. В 2006 году в швейцарских домах, учреждениях и больницах насчитывалось 300 000 убежищ, а также 5 100 общественных убежищ, которые обеспечивают защиту для 8,6 млн. человек — это 114% от населения страны.
Например, когда я снимал новый район Базеля, то зашёл в подземный паркинг — там есть отдельный пандус для пешеходов и велосипедистов, а рядом гермодверь как раз с бомбоубежищем.