Сталин как смысл жизни
Политика всегда отражается в искусстве и на столетия оставляет свой след на городах — это хорошо видно по тем же сталинкам и планировкам целых районов. Но иногда этот след куда страшнее и нематериальный.
В рамках одной урбанистической программы я недавно оказался в Гори и был в музее Сталина. Если кто не знает, Сталин, он же Иосиф Джугашвили, родился и вырос в этом городе, там же познакомился с марксизмом. Поэтому в советские годы тут был сооружён большой музейный комплекс, который работал даже после развенчание культа личности Сталина. Собственно, тут есть огромное здание в характерном сталинском стиле с выставкой, дом-музей под навесом и даже личный вагон Сталина.
Несмотря на то, что Гори — это Грузия и к советскому периоду тут однозначное отношение, в самом музее Сталина его почти боготворят (в отличие от Хрущёва) и произносят имя с благоговением. Хотя, в какой-то момент тут всё же решились открыть зал про репрессии. Точнее, не зал, а подсобку, и, кажется, там ни разу не прозвучало имя Сталина — больше говорили про войну 2008 года. В общем, относительно сталинского периода я всё ждал, что экскурсовод в какой-то момент вообще заявит, что жертвы сами были виноваты.
Казалось бы, задача музея показывать ситуацию объективно, чтобы не повторять исторические ошибки и формировать всестороннюю картину мира, но это точно не про этот музей. Тут, кстати, можно вспомнить Ельцин-центр — многим не нравится его односторонняя подача материала, но при этом обратите внимание, что это и не музей, а просто центр. Здесь же именно музей.
Тут может показаться, что вселенная дала сбой и в одном отдельном здании на планете культ личности всё же сохранился, но не всё так просто — в Гори есть проспект и площадь имени Сталина, а памятник ему убирали с боем. Говорят, что обычно напротив музея есть торговец сувенирами, который каждый вечер благодарит Сталина, что тот кормит его даже после смерти.
Вся эта ситуация у нашей группы вызвала прострацию. С одной стороны Сталин — ужасный диктатор, который убил неимоверное количество своих же людей, даже мой дедушка пострадал от него. С другой — ты видишь пример целого города, который известен и живёт только за счёт Сталина, это не просто бренд, а почти философия жизни. И в принципе даже объяснимо, почему тут к нему такое отношение и боязнь признания преступлений — это напрямую отразится на моральном состоянии самих жителей: одно дело быть родиной великого руководителя, а другое — родиной диктатора и убийцы.
Пикантности ситуации добавляет, что в этот же момент сам музей разрушается и былое величие начинает протекать, а сталинки вокруг музея обшивают, скрывая оригинальный фасад и декор.
Такой вот политически-урбанистический пример проблемы прошлого и будущего города.