Граффити и сквоты как уникальная часть города
Как в Берлине застроили самый большой пустырь центра и сохранили память о Kunsthaus Tacheles.
В 1909 году на Фридрихштрассе был построен огромный и богатый универмаг с пассажем между двумя улицами. Тут сошлись инновации 20 века, универмаг уже был железобетонным, и помпезная архитектура тех лет, фасады отсылали к классическим и готическим мотивам. Он был вторым по размерам в городе, но экономически весьма проблемным.
За 20 век здание, как и Германия, пережило много потрясений и изменений: тут был и дом технологий, и земельное управление, и жильё для военнопленных, и даже собачий салон. Здание уцелело в войну, но в 1980 г власти ГДР решили его снести — это было проще ремонта, плюс тут хотели проложить дорогу. Купол так даже пришлось взрывать.
Снос затянулся и последний этап должен был начаться в 1990 г. В это время в ГДР люди объединяются и уже не скрывают своего недовольства политикой. Протестующие не знали, что уже в октябре 1990 г ГДР не станет, но они знали, когда здание будут сносить.
В феврале 1990 г пустое здание захватывают художники, чтобы не допустить его сноса в апреле. Они проводят акции и начинают использовать здание как арт-площадку для привлечения внимания, в итоге вокруг здания формируется сообщество Kunsthaus Tacheles.
Kunsthaus — дом искусства, а Tacheles переводится с иврита (тут рядом синагога) как «прямо сказать грубую правду», ведь во времена ГДР выражаться свободно было наказуемо, поэтому приходилось говорить двусмысленно. Попутно активисты судились с властями и пытались поставить здание на охрану. Если суды ГДР отказывали в праве на сохранение, признавая здание аварийным, то чиновники ФРГ в 1992 г ещё раз всё осмотрели и признали его памятником и поставили на защиту.
Художники остались работать внутри, тут было множество мастерских, регулярно проходили выставки и концерты. В 1998 г здание продают, но Дому искусства сдают помещение за бесценок до 31 декабря 2008 г без права продления. В 2009 г часть художников освобождают помещения, а оставшихся пытаются выселить разными способами. Окончательно Дом закрыли в 2012 г.
Собственник перепродал участок и уже в 2003 году был разработан план застройки, который к 2012 году устарел. Пересмотр проекта доверили бюро «Херцог и де Мёрон» (помните Хафенсити с филармонией? это их проект!). Активная стройка началась в 2019 году и не так давно вокруг комплекса убрали забор и уже работает часть бизнеса на первых этажах.
Наследие пассажа было сохранено, только теперь это уличный проход вдоль новых зданий. Всего тут появилось 10 новых домов: часть отдана под офисы (42 000 кв.м.) и жильё (45 800 кв.м.), часть под кафе и рестораны (11 000 кв.м.). В общем, город в городе, даже со своей улицей и сквером!
Соответственно, от метро вдоль узкого прохода идут офисы, тут явно будет громко, а жильё отодвинуто и сосредоточено вдоль тихого сквера.
Самое интересное — это остатки Дома искусств: архитекторы оставили следы жизни художников на фасадах, но и попытались отразить те времена внутри — там разместился художественный музей Fotografiska.
Вот такие вот отсылки и пример, как архитекторы с мировым именем (очень дорогие ребята!) не боятся граффити на стенах, если они важны жителям и передают дух места.