Как Чижик высасывает деньги из бюджета
Урбанисты обожают трамвай — я не исключение. Но больше трамваев я люблю устойчивые решения, которые работают на горожан десятилетиями в разных условиях. И тут-то выясняется, что всего один трамвай может создавать проблемы всему городу.
В Петербурге сегодня работает сразу два трамвайных оператора: бюджетный Горэлектротранс и концессионный (считай, частный) — Чижик. Чижик был и остаётся самым современным трамвайным предприятием в России, где нормальный инженерный и организационный подходы сделали из трамвая аналог метро. Вот только из-за бюрократических ошибок трамваи Чижика не могут заезжать на городские пути и наоборот, а в концессионном соглашении прописан минимальный доход, который гарантируется городом и составлен на основе планового пассажиропотока. Проще говоря, если трамвай не дополучает пассажиров и их деньги, то разницу докидывают из бюджета.
Трассировка маршрутов и экономика Чижика строилась на подвозе людей из плотных жилых районов к м.Ладожская, которая с весны закрыта на ремонт. Казалось бы, в такой ситуации можно было продлить существующие маршруты до соседней станции, но тут вылезает конфликт балансодержателей — городской перевозчик не стал пускать частного на свои пути, запустив свой трамвай-челнок от Чижика до другой станции метро. И вот прошло полгода — что там с пассажирами и экономикой?
Пришли новости, что пассажиропоток Чижика снизился как минимум на 1/3 — люди не оценили усложнение и удлинение поездки, но концессионер всё равно получит эти деньги из бюджета. При этом даже до закрытия Ладожской Чижик окупал лишь 10-15% своей работы (видимо, из-за завышенного пассажиропотока в эк.моделе), а всё остальное ежегодно компенсировалось из бюджета:
- 2019 (запуск трамвая) — оператору компенсировали 1 млрд рублей;
- 2020 (начало ковида) — 2,7 млрд;
- 2021 — 2,6 млрд;
- 2022 — 2,6 млрд.
Получается, что из бюджета уже платят за работу трамвая-челнока, а затем ещё заплатят Чижику за изначальные ошибки в расчётах и за просевший поток. Вот такой Петербург богатый город! Если же серьёзно, то это серьёзная ошибка, с которой столкнутся многие российские города, которые сейчас запускают концессии:
- Концессионеры часто завышают потоки в обосновании, чтобы показать выход в ноль и пробить принятие договора. Муниципалитеты же часто не в состоянии проверить расчёты и не понимают, что для этого от них тоже требуются те же выделенные полосы, нормальная пешеходная среда и так далее. В итоге в бюджете образуется чёрная дыра на десятилетия;
- Концессия высасывает деньги, которые будут брать из других отраслей, от благоустройства до школ;
- Город лишается возможности гибко менять маршруты и выпуск в зависимости от обстоятельств. Те же трамвайные концессии обычно заключаются лет на 20-30, все возможные изменения в них не заложишь.
Короче, получается неустойчивый и дорогой транспорт, хоть и современный. Значит ли это, что все концессии ужасны и плохи? Нет, просто нужно держать в голове, что это транспорт в кредит и есть множество подводных камней. Будь нормальная программа поддержки электротранспорта на федеральном уровне, политическая воля и компетенции на местах, сделать свой Чижик города могли бы своими силами заметно дешевле и без проблем в будущем.