Оказывается, в России случается зима!
Каждую зиму у коммунальщиков неожиданно наступает зима и обязательно самые сильные снегопады за n-надцать — это нелепо, но это не повод для шуток. Более того, как показывает опыт Москвы, деньги в вопросе поддержания улиц не всегда главный вопрос.
Проблемы уборки начинаются с уровня планирования района и заканчиваются политической ситуацией в городе — не просто так полноценные исследования об источниках грязи проводили только в Екатеринбурге: одно независимое и второе по заказу муниципалитета. Но давайте по порядку.
Планирование и дизайн
Большой город невозможно убрать лопатой — при ручном труде легче дождаться весны, когда само всё растает. Поэтому дизайн всех пространств должен учитывать механизированную уборку: никаких заборов вдоль улиц, столбов посреди тротуара, узких велодорог за парковкой и транзитных мест меньше 2 м шириной. Заодно можно закладывать площадки для временного хранения снега и даже совмещать их с детскими горками.
Другой неочевидный момент: цена содержания широченных дорог и развязок. У нас очень любят сначала вместо тихой улицы отгрохать магистраль, а потом кусать локти и искать деньги на её уборку. У каждого квадратного сантиметра города есть своя цена уборки и ремонта, сложнее и дороже всего не что-то построить, а именно содержать. Поэтому не удивляйтесь, когда коммунальщики забыли про снег в вашем дворе — чаще всего даже оперативно убирать улицы нет возможности.
Методы борьбы
Можно топить снег, можно лопать корку льда, можно счищать до асфальта, подсыпать или утрамбовывать снег и создавать рельеф против образования наледи. Выбор может зависеть от статуса места (двор отличается от площади), погодных условий, бюджета и других параметров, в том числе комфортности города и экологии.
Московский путь закидывания всего и вся реагентами хоть и подаётся единственно возможным, но это не совсем так, а ещё он бесит горожан дристом и не проходит бесследно для экологии. Даже повышение влажности из-за солёных луж в декабре — уже бьёт по жителям. У реагентов есть всего два плюса с точки зрения чиновников: он очень дорогой и самый простой технологически.
При этом зима может быть белой, а тротуары безопасными — для этого можно просто съездить в Финляндию и изучить их опыт. У каждого муниципалитета свои подходы, но технологически это почти всегда подсыпка улиц крошкой, создание рельефа на снегу, а реагенты лишь на экстренный случай резкого перехода температуры и автотрасс. Про Хельсинки и Оулу я подробно писал ранее.
Администрирование
Сейчас про самое неочевидное — как должен быть устроен процесс. В России коммунальные службы чаще всего муниципальные и финансируются по остаточному принципу. Здесь вылезает огромное количество проблем: невозможность планировать работу, неэффективность (муповщина), упор на дешёвый труд мигрантов, износ базы (даже в Москве по городу ездят старые сельскохозяйственные тракторы), коррупция и так далее.
Единственный плюс такой системы — это возможность ручного управления: подневольных можно заставить пойти голосовать за нужного кандидата, выступить на общественных слушаниях за ужасный проект, отправить в соседний город для его уборки перед выборами (серьёзно, такое бывает) или даже соседнее государство.
В цивилизованных странах администрирование более сложное и устойчивое. Как правило, город разделяют на районы с приоритетными улицами, после чего заключают договоры на содержание этих районов через тендеры на несколько лет. Появляется конкуренция, а у компаний есть простая задача: убирать улицы быстро и как можно дешевле, то есть повышать эффективность, иначе будут штрафы и судебные разбирательства с пострадавшими. Например, в Варшаве на днях город оштрафовал подрядчиков почти на 1,5 млн рублей из-за некачественной уборки, а в 4 районах даже расторгнут контракты.
При этом вообще отказывать от собственных городских служб не всегда хороший путь, ведь тогда подрядчики могут начать манипулировать чиновниками и завышать стоимость работ. Поэтому в уже упомянутом Оулу муниципальная служба всё же есть, но она занимается одним из районов города, конкурируя с частными компаниями.