Общее пространство нас спасёт

В то время как Россия прирастает заборами и многоуровневыми развязками, в мире улицы перестраивают под общее пространство (shared space). Суть принципа общего пространства проста- на улице нет чёткого зонирования территории для пешеходов/машин/велосипедистов, все они самоорганизовываются, то есть привычные для нас правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов не действуют- они могут ходить и ездить где и как им удобно (но при этом не создавая опасности для других). Для чего же это делается? Главная цель- повышение безопасности. Плюс это улучшение городской среды и снижение автомобильного трафика. Подробнее об этом вы можете прочитать здесь.

Сейчас же я хочу поговорить об опыте Окленда, где эксперименты с общими улицами идут четвёртый год, и где подвели итоги программы.

Вводная

На улицах с общим пространством приоритет закреплён за пешеходами, парковка разрешена только с 7.00 до 11.00 утра для разгрузочно-погрузочных работ. Скоростной лимит- 10 км/ч. В остальном же ограничений нет- можно ездить через улицу и садить-высаживать людей. Всего таких улиц в городе восемь.

Эллиот Стрит

ул. Эллиот до

ул. Эллиот после

После реконструкции, по данным исследований, с улицей произошло чудо:

  • пешеходный трафик вырос на 10% - 140%;
  • автомобильный трафик упал на 14% - 54%;
  • скорость движения машин упала на 15% - 29%;
  • продажи магазинов на улице выросли на 27% - 439%.

Проценты, соответственно, указаны минимальные и максимальные (в зависимости от времени и интенсивности).

Форт стрит

ул. Форт до

ул. Форт после

Данная улица тоже показала рост:

  • 91% пользователей и владельцев недвижимости (и прочих заинтересованных сторон) положительно отозвались о реконструкции улицы, хотя до начала работ только 17% одобряли идею;
  • более 75% собственников недвижимости сказали, что изменение улицы благотворно сказалось на бизнесе;
  • пешеходный трафик вырос на 50% в часы-пик;
  • Почти половина опрошенных (49%) будут посещать эту улицу чаще, даже несмотря на то, нужно им это или нет;
  • автомобильный трафик упал на 34%, а сами машины стали ездить медленнее;
  • 100% заинтересованных сторон высказались, что ограничение автотранспорта не сказалось негативно на их бизнесе.

Таким образом, программа была признана успешной, и на основе проведённых исследований был выработан ряд рекомендаций:
1) Ограничивайте автотрафик- нужно сокращать сквозной проезд автомобилей, за исключением случаев, когда это необходимо. Вместо этого создавайте альтернативный доступ на улицы;

Площадь Джеан Баттен, автотрафик сократился на 25%, скорость также снизилась

2) Следите за соблюдением парковки- хотя официально парковка разрешена только с 7.00 до 11.00, по факту, автомобили часто останавливаются и в другое время. За этим нужно чётко следить, особенно в часы-пик;

Ул. Федерал до реконструкции

3) Сажайте деревья и/или создавайте другие препятствия, которые не позволят автомобилям ехать прямо. Это поможет избежать туннельного зрения и снизит скорость за счёт психологического эффекта сужения дороги (и повысит безопасность, конечно же);

4) Создавайте пешеходные зоны (исключительно для людей) там, где не нужен доступ автотранспорта;

Ул. Федерал после реконструкции. Работы дали возможность арендаторам активизировать первые этажи в комплексе Sky Tower. Для этого, данный комплекс профинансировал работы на 55% ($5.5 миллионов)

5) Запрещайте доступ автотранспорта в общие зоны в определённые часы- например, закрывайте улицы, где есть ночная активность, по ночам и типа того;

6) Ограничивайте скорость- на улицах с общим пространством не должно быть машин, едущих быстрее 10 км/ч, иначе это негативно отразиться на безопасности и комфортности городской среды.

источник информации

На самом деле, в долгосрочном плане плюсов от таких зон куда больше (например, экономия на медицине- люди больше начинают ходить и т.д.). Приведённые выше цифры- это выгода только за первые годы, без учёта долгосрочной экономии и прибыли.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Теория общего пространства