Общее пространство нас спасёт
В то время как Россия прирастает заборами и многоуровневыми развязками, в мире улицы перестраивают под общее пространство (shared space). Суть принципа общего пространства проста- на улице нет чёткого зонирования территории для пешеходов/машин/велосипедистов, все они самоорганизовываются, то есть привычные для нас правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов не действуют- они могут ходить и ездить где и как им удобно (но при этом не создавая опасности для других). Для чего же это делается? Главная цель- повышение безопасности. Плюс это улучшение городской среды и снижение автомобильного трафика. Подробнее об этом вы можете прочитать здесь.
Сейчас же я хочу поговорить об опыте Окленда, где эксперименты с общими улицами идут четвёртый год, и где подвели итоги программы.
На улицах с общим пространством приоритет закреплён за пешеходами, парковка разрешена только с 7.00 до 11.00 утра для разгрузочно-погрузочных работ. Скоростной лимит- 10 км/ч. В остальном же ограничений нет- можно ездить через улицу и садить-высаживать людей. Всего таких улиц в городе восемь.
После реконструкции, по данным исследований, с улицей произошло чудо:
- пешеходный трафик вырос на 10% - 140%;
- автомобильный трафик упал на 14% - 54%;
- скорость движения машин упала на 15% - 29%;
- продажи магазинов на улице выросли на 27% - 439%.
Проценты, соответственно, указаны минимальные и максимальные (в зависимости от времени и интенсивности).
Данная улица тоже показала рост:
- 91% пользователей и владельцев недвижимости (и прочих заинтересованных сторон) положительно отозвались о реконструкции улицы, хотя до начала работ только 17% одобряли идею;
- более 75% собственников недвижимости сказали, что изменение улицы благотворно сказалось на бизнесе;
- пешеходный трафик вырос на 50% в часы-пик;
- Почти половина опрошенных (49%) будут посещать эту улицу чаще, даже несмотря на то, нужно им это или нет;
- автомобильный трафик упал на 34%, а сами машины стали ездить медленнее;
- 100% заинтересованных сторон высказались, что ограничение автотранспорта не сказалось негативно на их бизнесе.
Таким образом, программа была признана успешной, и на основе проведённых исследований был выработан ряд рекомендаций:
1) Ограничивайте автотрафик- нужно сокращать сквозной проезд автомобилей, за исключением случаев, когда это необходимо. Вместо этого создавайте альтернативный доступ на улицы;
Площадь Джеан Баттен, автотрафик сократился на 25%, скорость также снизилась
2) Следите за соблюдением парковки- хотя официально парковка разрешена только с 7.00 до 11.00, по факту, автомобили часто останавливаются и в другое время. За этим нужно чётко следить, особенно в часы-пик;
3) Сажайте деревья и/или создавайте другие препятствия, которые не позволят автомобилям ехать прямо. Это поможет избежать туннельного зрения и снизит скорость за счёт психологического эффекта сужения дороги (и повысит безопасность, конечно же);
4) Создавайте пешеходные зоны (исключительно для людей) там, где не нужен доступ автотранспорта;
Ул. Федерал после реконструкции. Работы дали возможность арендаторам активизировать первые этажи в комплексе Sky Tower. Для этого, данный комплекс профинансировал работы на 55% ($5.5 миллионов)
5) Запрещайте доступ автотранспорта в общие зоны в определённые часы- например, закрывайте улицы, где есть ночная активность, по ночам и типа того;
6) Ограничивайте скорость- на улицах с общим пространством не должно быть машин, едущих быстрее 10 км/ч, иначе это негативно отразиться на безопасности и комфортности городской среды.
На самом деле, в долгосрочном плане плюсов от таких зон куда больше (например, экономия на медицине- люди больше начинают ходить и т.д.). Приведённые выше цифры- это выгода только за первые годы, без учёта долгосрочной экономии и прибыли.