Теория общего пространства
Теория общего пространства (англ. shared space, shared space philosophy)- урбанистическая теория, направленная на снижение разграничения между пешеходами, велосипедистами и мототранспортными средствами.
Giles Circus, Ipswich (Англия)
Данная теория довольно-таки молодая, впервые она была озвучена в конце прошлого века. Изначально это была своего рода эволюция идей пешеходных зон. Авторство теории приписывается голландскому транспортному эксперту Гансу Мондерману (Hans Monderman).
Так в чём же суть? Сейчас большая часть улиц у нас зонирована- у машин своя часть, у пешеходов и велосипедистов- своя, то есть выглядит это дело так:
А согласно данной теории все люди делят одно пространство самостоятельно (ну или с минимальным воздействием):
Хотя нельзя сказать, что данная теория предлагает прям что-то новое. Во многих старых городах, допустим Италии, такие улицы существуют уже много лет, просто раньше это не было оформлено по-научному/юридически:
На подобных улицах не действуют обычные правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов- они могут ходить и ездить где и как им удобно (но при этом не создавая опасности для других).
Для чего же это делается? Главная цель- повышение безопасности пешеходов. Плюс это улучшение городской среды и снижение автомобильного трафика.
Исследование, проведённое для Лондона, показало, что количество ДТП снизилось за счёт уменьшения автомобильного трафика на таких улицах, а также за счёт снижения скорости, с которой двигались машины. Дело в том, что на таких улицах даже не нужно вводить пониженный скоростной режим- водители понимают, что в любой момент может выйти пешеход- скорость снижается, а внимание обостряется. Вот, смотрите как это работает:
Помимо повышения безопасности, так же возрастает привлекательность и удобство улицы для пешеходов и маломобильных групп людей. Так, согласно опросам, после "преображения" улиц большинство людей отметили, что они ощущают себя более безопасно и удобно теперь.
Хоть теория и молодая, но она уже применяется во многих городах. В некоторых странах существуют даже специальные программы по реконструкции дорог. К примеру в Великобритании и Франции.
Exhibition Road, Kensington, Лондон
В Новой Зеландии и в Австралии такие улицы широко распространены в жилой застройке
Есть, правда, несколько проблем, связанных с такими улицами. Во-первых, автомобилисты выступают резко против них. Связано это с большими потоками людей. Точно также многие автомобилисты выступают за повальное использование под/надземных пешеходных переходов- им так легче просто водить, а на удобство улицы для людей им наплевать, но это уже немного другой разговор. Во-вторых, такие улицы неудобны для слабовидящих/слепых людей, но тут проблему можно решить тактильной плиткой.
Как я уже сказал, такие улицы широко распространены в мире, но у нас под такую улицу подходит разве что Б. Дмитровка:
Конечно, такой подход не применишь сейчас абсолютно везде- улицы с большими автомобильными потоками не переделаешь, ибо сначала нужно машины куда-то убрать. Помимо этого, должна быть хоть какая-то культура вождения, но это скорее проблема исключительно российская. Но за такими улицами- будущее, я считаю.