August 4, 2015

Где велодорожке быть?

Сейчас я немного порушу устои российского урбанизма, который считает, что везде и вся нужно обязательно делать велодорожки/велополосы.

01. На самом деле разделение потоков нужно лишь в случаях, когда у нас либо высокие потоки велосипедистов, либо когда дорога представляет собой реальную опасность, то есть скорость машин выше примерно 30 км/ч. Если же трафик спокойный и безопасный, то велосипедист спокойно может двигаться в общем потоке машин:

02.

03. При том двигаться не только по потоку, но и против него, ничего страшного в этом нет:

одностороннее движение в Лондоне, но только не для велосипедистов

04. Иногда целесообразно идти ещё дальше и, например, разрешать проезд на красный свет, тесты, проведенные в 2012 году, показали, что позволение велосипедистам двигаться более свободно приводит к уменьшению шансов столкновения с автомобилями:

05. Помимо того, что мы экономим деньги и время, мы также экономим и пространство, ведь велополоса, а велодорожка тем более, съедает место, которого часто и так слишком мало:

будущая велодорожка на Большой Никитской в Москве

06. А ведь можно обойтись разметкой и несколькими изменениями ПДД:

07.

06. Если же мы всё-таки решаем делать на узкой улице велодорожку, отнимая место у пешеходов, то эффект будет исключительно негативным, при том для всех. Пешеходам будет не хватать места, и они будут выходить на велодорожку (и будут правы), где их будут поджидать велосипедисты на высокой скорости, естественно это будет вызывать гнев как одних, так и других. А между тем, если есть велодорожка, то велосипедист обязан ехать по ней, а не по дороге, на которой удобнее. Таким образом, вместо улучшения условий для двухколёсных, мы рискуем его только ухудшить, создав замкнутый круг:

07. К сожалению, последние работы Москвы в этом направлении говорят о том, что этого понимания нет, у нас до сих пор пытаются разделять потоки физически (привет внеуличным переходам!):

будущая велополоса в Москве

08. Теория общего пространства явно даже не рассматривалась проектировщиками:

09. На широких и скоростных дорогах наличие отдельной велополосы также не всегда критично, иногда достаточно разрешить велосипедистам ехать по выделенной полосе (лучше отделённой физически) для общественного транспорта:

Понятно, что Москва лишь в начале пути за светлое велобудущее, и что создание велодорожек играет не только транспортную функцию, но и политическую, рекламную, а также воспитательную, приучая людей, что велосипед не только для парка. Также нельзя забывать про грабли, на которые мы просто не можем не наступить. Но всё-таки не хотелось бы через пару лет перестраивать и так новые улицы.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: