Что ждёт Садовое и Бульварное кольца в этом году?
В рамках работ по реконструкции городских улиц, в этом году будут изменены и московские кольца. Так, на Садовое кольцо предполагают вернуть сады, а на Бульварном взяться за внутреннюю сторону кольца. Разобраться с проектами мне помогли сотрудники КБ Стрелка, которые непосредственно создавали концепции улиц.
Пойдём от малого к большему, то есть начнём с Бульварного кольца. В этом году работы будут идти на внутренней стороне всех бульваров, кроме Яузского, Гоголевского и Покровского.
Как видно, грандиозной перестройки кольцу не грозит, в основном изменения коснутся пешеходной части, где расширят тротуары и обустроят городскую среду. Плитка, кстати, подобрана специально светлых тонов и большого размера - с одной стороны это отсылка к Белому городу и стенам, которые были на этом месте (пока ещё они даже видны), а с другой - к старым московским тротуарам.
Кроме этого планируется обустроить немного дополнительных пешеходных переходов, которые улучшат пешеходные связи.
У кольца появится и ещё одна фишка - вдоль всех бульваров будет единая концепция озеленения многолетними дикорастущими травами. Говорят, что даже к новым московским остановкам, которые будут на бульварах, добавят буйности зелени.
Обещают подобрать растения так, чтобы цвели в разное время года. Единственное, что настораживает - не умеет у нас комплекс ЖКХ следить за такими растениями (поэтому подобное только в парках до этого было). Необходимо создавать отдельную от дворников структуру садоводов.
Освещение, тротуар без понижения в местах заездов, скамейки, благоустройство прилегающей территории и тд - всё это будет, и, судя по рендерам, решения будут интересными (главное чтобы на этапе проектирования и строительства не упростили до жёлто-зелёных заборчиков).
Но есть и минусы. Как видно по визуализации, велополоса на Бульварном как была нарисована, так и останется. Это печально, потому что обещали, что если эксперимент окажется удачным (а именно таким он и оказался), то при реконструкции всё сделают капитально. Как видно, не согласовали.
Особенно в местах остановок будет непросто, когда велосипедистам придётся выезжать в общий поток. Но если пустить полосу за остановкой через тротуар, или же отодвинуть остановку вглубь тротуара, то неудобно будет уже пешеходам. В общем, решили, что это меньшее из всех зол.
Почему вместо физического выделения начала парковки и конца сделали это краской на асфальте? Сказали, что это из-за заездов во дворы, а в остальных местах всё должно быть лучше.
Про трамвай новостей хороших тоже не очень много: на Чистопрудном бульваре планируют делать приподнятый участок дороги у остановок (остановка пражского типа), который будет имитировать трамвайную платформу и успокаивать трафик, а также концепция предусматривает задел для трамвая на бульварах до Трубной площади. Самого же строительства, как и введение выделенных полос, не предусматривается в этот раз. Насчёт выделенки сказали, что для этого придётся местами перекладывать пути, а также полностью убирать парковку. В общем, в мэрии на это не решились.
Над внешней стороной кольца тоже работают, принципы там будут те же, что и тут. Отдельно в этом году будут делать проекты по соединению кольца в единую зону, так как сейчас во многих местах бульвары разрываются. Но пока по этому вопросу показать нечего.
Садовое кольцо будут делать от Старого Арбата до Долгоруковской, то есть примерно 1/4 кольца. Предлагается профиль улицы привести к одному значению - пять полос в одну сторону, и пять в другую. Конечно же ни о каких наземных переходах, трамвайчиках и велодорожках речи не идёт, Садовое кольцо как было транзитным для машин, так и останется. Даже выделенную полосу пока заложили только на будущее.
В особо широких местах появится дублёр шириной 3.5м (ведь иначе трактор не проедет!), в то время как основные полосы будут по 3.25 (кроме крайних, которые в перспективе смогут стать выделенкой). На дублёре же будут парковки:
было бы неплохо хотя бы дублёр сделать из брусчатки, чтобы успокоить трафик, но сказали, что от этого отказались - дорого...
Что очень хорошо - Садовое знатно озеленят, что вместе с дублёром наверняка снизит негативный эффект от автотрассы в центре города. Кроме этого, как я уже сказал, велодорожки на Садовом не будет. Хоть и хотели, хоть и планировали, но не будет - сделали лишь задел на неё с буферной зоной от основного тротуара, где в будущем можно будет её обустроить. Но дублёр, в принципе, сойдёт для велодвижения - там хоть и не будут ограничивать скорость, но гонять по нему явно не будут сильно. Проблема в том, что дублёр будет не везде...
Тут тоже будут приподнятые до уровня тротуара заезды во дворы, благоустройство прилегающих зон, например как у Смоленской:
... но качественно это не изменит Садовое кольцо, скорее немного снизит негативный эффект от 10 полос движения. Тут у меня, кстати, случилась небольшая дискуссия с сотрудниками КБ Стрелки. Лично я за то, чтобы делать сразу и хорошо. Не умеем сами? Ок, позовём иностранцев и научимся у них. Если улица неправильная, то надо решать вопрос на корню, а не идти потихоньку и помаленьку. Да, это рискованно, особенно для политиков, но в мире есть множество примеров, когда благодаря железной воле и хитростям целые улицы за ночь или выходные закрывались для движения в пользу пешеходов или велосипедистов и оставались такими навсегда. Криков было много, но зато все быстро понимали, что стало значительно лучше, и дальше было куда легче. Просто резкие перемены куда нагляднее и просты для восприятия, а также дешевле, чем постепенные. В Москве такие примеры тоже есть - Крымская набережная, пешеходные зоны в центре (помните, сколько криков было, что Москва встанет?).
Сейчас же практически во всех проектах видно, что архитекторы и урбанистиы понимали, как должно быть, и задумывали всё правильно, но в процессе согласований с 100500 ведомствами от многого пришлось отказаться. Вот и остаётся, что делать заделы на будущее, когда у города хватит воли претворить смелые правильные решения. А пока же стоит довольствоваться быстрыми решениями. Простой пример: есть правильные водостоки со зданий, когда вода сразу уходит в ливневую канализацию, но город пока не готов этого делать: это сложнее, мы не умеем, это затянет реконструкцию и тд. Но это правильно и рано или поздно это придётся делать, опять перекладывая всю улицу. Но, к сожалению, не все чиновники это понимают, а архитекторам в итоге приходится это дело обыгрывать так, чтобы в будущем это можно было сделать с минимальными усилиями.
Большое спасибо сотрудникам КБ Стрелка за показ и рассказ о проектах!