April 20, 2016

Велорейтинг городов-миллиоников 2016

Думаю многие помнят, что раз в год я беру пару бутылок пива, сажусь у камина и начинаю строчить в мэрии запрашиваю данные у городов-миллионников по поводу их планов по развитию велоинфраструктуры на предстоящий год и факту на прошлый. Занятие мегазабавное, но главное, его результаты дают понять, где городами управляют адекватные и пробивные люди, а где нет. К примеру, все знакомы с фактом, что кроме Москвы все города бедные. Однако какие-то города при этом умудряются развиваться, а какие-то сидят в стабильном "нет денег" и деградируют. И ведь казалось бы, сейчас кризис, и денег стало ещё меньше, так почему бы не попытаться пересадить людей на велосипед, ведь для города велоинфраструктура стоит копейки (по сравнению с общественным транспортом или дорожным строительством), но решает проблему пробок и те же вопросы мобильности. Ещё и экология улучшается. В общем, я этот рейтинг воспринимаю не только как сводку городов-лидеров по развитию велодвижения, но и как подборку городов с нормальным руководством, которые могут находить деньги, когда их мало и пускать их на что-то нужное.

Напомню, что каждый год я задаю в своих обращениях шесть вопросов: что было сделано в прошлом году по велодорожкам, велопарковкам и городскому велопрокату, и эти же вопросы, но уже про планы на этот год. Чтобы никого не обидеть, города идут по алфавиту.

Волгоград

Возглавляет рейтинг своей непогрешимой стабильностью Волгоград. В следующем году, думаю, туда можно будет ничего и не слать - и так всё ясно. Если до этого в ответах фигурировала надежда на велообъекты к ЧМ 2018, то сейчас даже не стали вспоминать.

Воронеж

Тут мне не только отписку прислали, так ещё и отсканировать ровно не смогли. Хорошее отношение администрации сразу чувствуется. В общем, город забил на велосипеды.

Екатеринбург

Екатеринбург один из немногих российских городов, где делается что-то хорошее: новая сеть общественного транспорта, руководство по благоустройству, открыто заявляют, что подземные переходы зло и, конечно же, делают велоинфраструктуру. За это я даже готов им простить бумажный ответ, который шёл мне больше месяца (хотя даже Воронеж прислал на электронную почту).

Казань

Казань тоже часто идёт далеко впереди остальных, даже Москву обгоняет: массово выделенные полосы для общественного транспорта и велопрокат там появились раньше, чем в столице (и в принципе это единственный городской велопрокат вне Москвы и СПб). Но вот ответ они в этом году не прислали. Обидно, наверняка там бы написали про велополосу, которую сделали в прошлом году, и про другие интересности.

Красноярск

В прошлом году спортивное ведомство города (да, в городе до сих пор велотранспорт находится в ведении велогонщиков...) описало мне планы на целый один городской парк. В этом году радиус ответа расширился на остальной город, но получилась самая настоящая отписка из серии мы воооот сколько делаем, но про результат не знаем. Хотя кому нужны велодорожки и парковки в городе? Велосипед ведь для парка.

Москва

Столица вроде как молодец, ведь в последнее время велоразвитие тут идёт быстрыми шагами (правда не без грабель), ведь всего несколько лет назад не было вообще ничего, а сейчас и велопрокат, и кусочки сети уже складываются. И дело тут не в деньгах, которые были и раньше, а именно в новом подходе к развитию города. Но вместе с тем Москва огорчает крайне размытыми планами. Вообще поговаривают, что в этом году велоинфраструктуры ждать не стоит - будут лишь заделы на будущее. С чем связано - не ясно, видимо политики заигрались.

Нижний Новгород

Ну тут вообще без комментариев, я не удивлён.

Новосибирск

В этом году из Новосибирска хотя бы пришёл ответ. Ничего интересного в нём нет, но есть положительная тенденция - в 2014 году мне написали, что велодорожки в городе будут развиваться только в парках и точка, по мнению местного департамента транспорта образца 2014 года: "Считаем, что принимаемые мэрией меры позволят в ближайшем будущем удовлетворить законные интересы велосипедистов нашего города и обеспечат этому виду транспорта еще большую популярность и безопасность движения".Это они про парки так писали. Сейчас такую глупость не прислали, уже приятно, хотя как комитет по делам молодёжи связан с велодвижением для меня загадка.

Омск Ужасный

Удивлены?)

Пермь

Когда-то Пермь была локомотивом развития российских городов, многие до сих пор не приблизились к уровню мышления старой Перми. Там раньше всех появились уличные велодорожки с велополосами и нормальное транспортное мышление. Жалко, что это осталось в прошлом, но взятый когда-то темп позволял по накатанной двигаться вперёд. В прошлом году город прислал целую таблицу с объектами, введёнными в 2014 году, на 2015 планы были лишь по одной улице, а в этом году ответ вовсе не пришёл.

Ростов-на-Дону

По сравнению с прошлыми годами, из города хотя бы пришёл человеческий ответ, а не пара строчек, взятых с какого-то форума (судя по внешнему виду). К сожалению, это единственный положительный результат.

Самара

У города есть набережная, на которой есть велодорожка, а теперь ещё и велопарковки, о чём ещё можно мечтать?

Санкт-Петербург

Несмотря на близость Европы и нормальный бюджет, город нещадно отстаёт в своей транспортной политике от той же Москвы. В последний год, правда, заметно преломление местного велосипедного и не только тлена - появился городской велопрокат от которого отказалась Москва и инвесторы зашли в другой город и, кажется, вслед за этим город всё-таки озаботился созданием велоинфраструктуры.

Уфа

Тут какие-то нереальные объёмы сданной велоинфраструктуры за год, что наводит на мысли либо о вранье, либо же о крайне низком качестве работ (ведро краски и велодорожка готова). Прошу местных прокомментировать.

Челябинск

Ещё один уголок стабильности. Хорошо, что хоть не стали воду лить, а честно написали обо всём.

Что в итоге?

Как вы сами можете видеть, кто-то развивается, а кто-то как был омском, так и остался. Хотя допускаю, что с точки зрения развития велодвижения этот рейтинг не идеален - можно делать много километров плохих велодорожек и неправильных велопарковок, что не даст ровно никакого толчка для развития массового велодвижения. А можно делать мало, но качественно. Решением тут могла бы стать статистика велопоездок горожан по городу, но даже в Москве такой пока нет - берутся данные из велопроката, по которым и считается рост (хотя точно помню, что хотели закупить камеры, которые бы считали велосипеды), в остальных городах, уверен, даже не знают, что велосипедистов надо считать.

В следующем году, думаю, надо будет расширять список городов, добавляя околомиллионики, где порою делается куда больше, чем в крупных городах.

PS Для любителей "велосипед не транспорт, а только для парков" и "у нас зима 9 месяцев в году" советую почитать посты про велосипед в городе и веломифы.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:

Велорейтинг 2015

Велорейтинг 2014