Московские велосветофоры, почему их проще пока игнорировать?
В Москве сложилась парадоксальная ситуация, когда куча отдельных органов пытаются якобы спасти Москву от транспортного коллапса, по-своему решая проблему пробок: ЦОДД, например, ставит в приоритет личный транспорт, настраивая светофоры, от чего страдают все остальные; полицейские просят отменить выделенные полосы, и ЦОДД их с радостью отменяет; строители с Москомархитектурой лепят развязки на городских улицах и превращают жилые зоны в мёртвые районы; управы и коммунальщики кромсают газоны и тротуары, создавая парковки и так далее. Каждый во что горазд, каждый считает себя экспертом в области транспорта, но делает такое, от чего у экспертов дар речи теряется. Тут проблема уже больше психологическая - каждый считает себя спасителем Москвы.
Это при том, что есть Департамент транспорта, который как раз и должен этим заниматься - там практически все понимают и знают, что проблему пробок не решить методам ублажения автомобилистов, что нужны иные подходы, типа приоритета общественного транспорта и развития альтернативных способов мобильности населения (пешеходы и велотранспорт). И потихоньку, вопреки всему, пешеходная и велосипедная инфраструктура правда развивается, но стоит сделать что-то хорошее, как появляется какой-нибудь гос.орган, который сразу всё подпортить. Так было и есть с пешеходными фазами на улицах, так стало и с велосветофорами.
Велосветофоры появляются не просто так - это, во-первых, делается ради безопасности, чтобы потоки минимально пересекались и велосипедисты доезжали до цели целыми и довольными. Во-вторых, это признак того, что велосипедист на улице - полноправный участник движения, что дисциплинирует как водителей, так и велосипедистов. Сейчас в Москве есть определённая проблема с самим дизайном этих светофоров. К примеру, практически все автомобильные светофоры Москвы сейчас со стрелками, и если машинам направо зелёный, то велосипедистам - красный, но если мне нужно направо на велосипеде, то мне стоять, или вроде как можно и ехать?
На Мытной про эту проблему подумали, поэтому поставили такой аппарат:
Казалось бы, сейчас должно быть всё круто. Казалось бы, но увы: как минимум я и ещё один человек минуты три стояли под дождём в 11 часов вечера в ожидании зелёного сигнала прямо, а его там нет в принципе. Вот такой поворот.
Помимо прочего, на велосипедных светофорах нет обратного отчёта времени. Это не было бы проблемой, если бы в Москве нормально настраивали светофоры, но у нас делают фазы по две и более минут, поэтому в какой-то момент начинает казаться, что светофор просто не работает, или что о велосипедистах забыли.
Теперь от вопросов дизайна к вопросам настройки светофоров. Тут ЦОДД опять во всей красе показал себя. Там, где велополоса или велодорожка, и дорога соответственно, пересекает регулируемый пешеходный переход, проблем нет - машинам долго горит зелёный, а вместе с ними и велосипедистам, но это самый простой случай. Если же идёт перекрёсток, особенно где есть стрелка машинам направо, то велосипед из транспорта сразу превращается в пешехода, из-за чего на переезд одного перекрёстка (это 2-3 секунды) тратится более полутора минут. А всё из-за того, что велосипеды подключены к пешеходной фазе:
Не спорю, местами это может быть правда оправданно, и в этом не было бы проблем, если бы пешеходы были равноправными жителями города, но у ЦОДД своя транспортная иерархия, где не знают про спровоцированный спрос и влияние инфраструктуры на транспортное поведение людей, поэтому сначала личный автотранспорт, а потом все остальные.
Таким образом, из быстрого и мобильного, велосипед превращается в черепаху, ведь практически на каждом перекрёстке нужно вставать на красный и тупо ждать (при том даже не зная сколько именно). С таким же успехом можно идти пешком и катить его рядом. С учётом того, что сейчас в Москве подавляющее большинство велосипедистов - постоянные пользователи, которые ездили и будут ездить на велосипеде без инфраструктуры, такие решения со светофорным регулированием не только не приумножат число велосипедистов в городе, но ещё и выработают пренебрежительное отношение уже состоявшихся пользователей к таким светофорам.
Не буду скрывать, лично я уже практически не обращаю внимания на велосветофор, проезжая по автомобильному. Это куда менее безопасно и не по правилам, но так комфортнее и можно хоть как-то передвигаться по городу. Либо выбираю маршруты, где велосветофоров просто нет. У товарищей, которые тоже постоянно ездят по городу на велосипеде, интересовался по этому поводу - ответ аналогичный.
Так всё-таки инфраструктура для людей, или люди для инфраструктуры? Пока в Москве преобладает второй подход, и если с вопросом дизайна светофоров это можно отнести на первый блин, то настройка светофоров больше походит на какой-то саботаж самой идеи. При этом, насколько мне известно, в Департаменте транспорта о проблемах в курсе и стараются их решить (как минимум не допустить такого в будущем), но пока что всё равно ездить по правилам сложно.