February 7, 2017

Магия переразметки

Обычно я слышу слово переразметка в контексте мы добавили ещё один ряд, убрали повороты и переходы - теперь всё должно поехать. Увы, в этом плане дорожные инженеры оправдывают своё название - они дорожные, а не транспортные. Использовать такой простой, дешёвый и эффективный инструмент регулирования жизни улиц лишь для личного транспорта глупо. Это как попытки подключить тостер к дереву - физически это может быть даже и возможно (вопрос в упорстве), но работать не будет точно.

А теперь давайте посмотрим на расширенную версию переразметки, когда за дело берутся специалисты в области транспорта и городской мобильности. Для этого переместимся в американский Окленд - в прошлом году там переразметили часть улицы и подвели первые итоги для пешеходов, велосипедистов, автомобилистов и бизнеса.

Знакомьтесь, часть Телеграф-авеню без новой разметки:

Другая часть улицы, новая разметка была нанесена в апреле 2016:

Что изменилось: местами убрали одну полосу, оставшиеся полосы для движения сузили, сделали островки безопасности и выступы у переходов, скривили в некоторых местах траекторию и защитили велополосу парковкой. Схематично, было-стало:

Думаете случился коллапс, которым нас регулярно пугают гаишники и дорожники? А вот и нет. Зато меньше чем за год количество велосипедистов на улице выросло на 78%, пешеходов - вдвое. Пробок больше не стало, зато водители стали соблюдать скоростной режим и не ездить быстрее 40 км/ч, а число ДТП снизилось на 40%. Для сравнения, на участке улицы без нововведений 85% водителей едут быстрее разрешённой скорости. Бизнес тоже остался в выигрыше: продажи вдоль улицы выросли на 9% и открылось 5 новых точек притяжения. Всего лишь краска, а такие победы.

За счёт чего происходят все эти изменения? Водители начинают ехать осторожнее, когда дорога узкая и не прямая как стрела - этот эффект влияния инфраструктуры на поведения водителя известен давно. В городах и странах с безопасной инфраструктурой такое есть повсеместно. Плюс изменился транспортный спрос с машин на иные виды транспорта. Велосипедисты поехали активнее по улице из весьма понятных соображений - теперь меньше шансов, что их собьют в общем потоке. Этот плюс отметило больше половины пользователей. Принцип сначала хорошая инфраструктура - потом велосипедисты в действии. С пешеходами примерно аналогично - городская среда стала дружелюбнее за счёт небольших скоростей и сокращения расстояния для перехода опасных мест (т.е. проезжей части). Иными словами, стало безопаснее и тише. В отчёте даже говорится, что если раньше пешеходы ждали в среднем 4 машины на переходе, пока их пропустят, то теперь первая же машина останавливается. Ну а бизнес идёт за покупателями, а пешеходы и велосипедисты тратят больше - это научный факт.

Есть и проблемы: некоторые автолюбители по привычке паркуются на велополосе и не хватает антикарманов для автобусов. Поэтому следующим шагом будет установка резиновых столбиков вдоль дорожки, локальная покраска опасных мест и антикарманы. Полностью доделать улицу обещают в 2019 году.

Листовка, вольный перевод: Упс, вы стали на велополосе. В будущем будьте внимательнее и паркуйтесь перед буфером.

В США сейчас процесс переосмысления города идёт очень быстро: на это есть спрос у людей и есть понимание специалистов о тупиковом автомобильном пути развития. Практически ежемесячно какой-нибудь город ограничивает скоростной режим, вводит приоритет безопасности пешеходов и рисует велополосы. И это несмотря на большую работу со всеми заинтересованными сторонами: муниципалитет и департамент работают с частным бизнесом, жильцами, некоммерческими организациями автомобилистов и так далее. Это затягивает процесс (Телеграф авеню просили очеловечить ещё в 2014 году), но зато позволяет учесть все стороны вопроса и наработать научную базу. Ещё не встречал, чтобы подобные изменения в уличном движении осуществлялись без анализа в стиле до и после по ряду факторов. В будущем этими фактами будут тыкать в нос местных синих ведёрок и прочих сомневающихся личностей при изменении следующих улиц.

А нам, когда в следующий раз услышим о переразметке, предлагаю задавать вопросы: насколько удобнее и безопаснее станет пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Хватит попыток нагадить всем остальным в порывах увеличить пропускную способность (даже не провозную!) отдельных мест без анализа изменений для окружающих.

Более подробная информация с цифрами есть в официальном отчёте города.

Источники: раз, два, три

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Города США и битва за жизнь пешеходов

Как Нью-Йорк спасает своих жителей

Безопасный Сиэтл

Бульвар в Квинсе, было-стало