February 8, 2017

На чемпионат на маршрутке

Не будет у Екатеринбурга новой маршрутной сети в этом году. А может и в ближайшем будущем. Обычно я стараюсь быть оптимистом, но сейчас во мне говорит пессимист: ближайшее десятилетие у горожан не буднт нормального общественного транспорта. Если чиновники испугались однажды и дали заднюю, то теперь эту тему ещё долгие годы будут обходить стороной - все будут кивать на зиму 2017 и вспоминать цитаты из соц.сетей, даже не читая отчёт по проекту.

Во всей этой ситуации больше всего жалко коллектив фонда Город.Про: Ларису, Владимира и Андрея. Сначала говорили, что какие-то хипстеры будут делать маршрутную сеть, хотя всем известно, что для такой работы нужен целый институт. Потом упрекали, что позвали непонятного специалиста с нерусской фамилией и смутными проектами. Венцом стала критика итоговой версии проекта от гаишников, диванных экспертов и транспортников-теоретиков. Почему? Потому что всё какое-то новое и непонятное. Со стороны кажется, что ребята постоянно работали не благодаря, а вопреки всему. Несмотря на всё это, сделали они свою работу максимально качественно.

офис Город.Про в Екатеринбурге, осень 2016

В отличие от центра Москвы, где при переработке за основу взяли тот же пересадочный принцип модели, в Екатеринбурге намного больше пользователей и нет нормального повременного билетного меню. То есть помимо выделенных полос и нормальных хабов, городу нужна была мощная информационная кампания и реформа тарифов. Это большая работа, но предполагалось ввести новую сеть и постепенно подводить инфраструктуру с планом на три года. В Москве пошли аналогичным путём - Магистраль в центре будут допиливать ещё два года, потому что сложно обосновывать новую выделенную полосу или остановку на улице без транспорта или с маршруткой. Теперь же в Екатеринбурге планируют сначала подвести инфраструктуру, а потом менять маршруты.

Позиция сначала выделенки, хабы и билеты, а потом всё остальное может показаться правильной. Но российская действительность говорит об обратном - у нас делают либо здесь и сейчас, а после занимаются докруткой, либо не делают вообще. Куда проще решать проблему, когда её видно, чем воображать условия, которых ещё нет. Плюс возможная смена начальника, выборы Президента и иные риски, когда новый человек может просто весь план положить в стол - этого никто не отменял.

Мэрия Екатеринбурга сделала ряд важных достижений: приняла новую сеть и решила вводить её единовременно. Но полное игнорирование публичной кампании сыграло свою роль: СМИ подхватили больную тему и разнесли самым жутким возможным способом. Даже попытки ребят из Город.Про разоблачать мифы о нововведениях, как мы видимо, не спасли (это не входило в их контракт, к слову). Мне кажется, как раз реакция общественности сыграла свою роль в решении о переносе.

Теперь остаётся только ждать. Потерять прецедент качественного реформирования общественного транспорта будет очень обидно. Как я уже говорил, исходя из наших реалий, я буду пессимистом. Либо я окажусь прав, либо буду приятно удивлён. А на Чемпионат мира город так и поедет на маршрутках.

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб