Улицы для всех: путь краски

Не так давно я рассказывал про страшный сон отечественного дорожного инженера, когда улицу взяли и за счёт переразметки сделали безопасной и удобной для всех горожан. Продолжим ломать стереотипы)

Бытует заблуждение, что улицы существуют только для машин. Если мы куда-то едем на машине, то полоса должна быть широкая, чтобы буферная зона сглаживала опасения водителя. Конечно же должно быть поменьше светофоров с переходами и побольше заборов вдоль улиц. Ещё должны быть парковки, да так, чтобы можно было подъехать прямо к двери. Ведь человек в машине - это царь и ему все должны.

Немного вульгарно и утрировано, но многие действительно так считают, аналогичного мнения придерживаются и дорожные проектировщики. Собственно не зря у них прямо в названии обозначена дорога, а не транспорт. В реальности же автомобильная мечта с дорогами вместо улиц и парковкой вместо общественных зон просто убивают город и людей, при этом комфортнее водителям не становится.

Но мечта и заблуждения - хитрые штуки, которые не отпускают просто так. Поэтому даже при наличии мировой истории, отечественной практики и тысяч статей с фотографиями, ответственные дяди в креслах продолжают портить город. На простое принятие ошибок на городском и государственном уровнях уходят десятилетия, столько же - на исправление этих самых ошибок.

Этот путь прошли развитые страны в прошлом веке, частично прошли мы, а Азия только подходит к нему. Если европейские города повернулись обратно лицом к человеку в конце 1980-1990 годах, то в Северной Америке к этому пришли совсем недавно. Под катом очередной пример с цифрами быстрого и недорогого пересмотра функции от главенства автомобиля, до улицы для всех.

Вводная

Это Рейнир-авеню в Сиэтле. Раньше она была такой:

Точнее большая часть улицы такой и осталась, но в 2015 году кусок улицы был переразмечен по современным стандартам. Пилотный участок выглядит так:

Что изменилось

Как любой уважающий себя город, в Сиэтле есть программа нулевой терпимости к смертям на улицах - Vision Zero (подробнее об этом: http://gre4ark.livejournal.com/384117.html). Основной принцип программы простой - люди ошибаются. Чтобы ошибки водителей не уносили человеческие жизни, надо успокаивать трафик и снижать возможность ошибки человека инфраструктурой. К примеру, если сделать островок безопасности и сузить проезжую часть у пешеходного перехода, то уменьшение буферной зоны и искривление траектории движения подсознательно заставит человека за рулём притормозить. Транспортных приёмов очень много, но в нашем случае сделали вот что:

Раньше было несколько рядов по всей длине, где-то была парковка. Теперь появился один непрерывный ряд движения прямо в каждом направлении и полоса для поворотов посередине. Перед светофорами сделали поворотные шлюзы, а на самых загруженных участках появилась выделенная полоса для троллейбусов (но только в 1 сторону).

Также была снижена разрешённая скорость с 50км/ч до 40 км/ч.

Что это дало

Трафик стал спокойнее. Если раньше на Рейнер-авеню постоянно фиксировали превышение скоростей, в том числе более чем на 15 км/ч, то теперь таких случаев стало намного меньше:

Меньше скорость - меньше аварий - легче последствия. За основу взяли усреднённую статистику по ДТП за 10 лет до старта пилота и за прошедший год. Всего стало на 15% меньше аварий, серьёзных аварий на 30%, а с пешеходами и велосипедистами - на 40%. Что самое главное - в авариях никто серьёзно не пострадал и не умер:

Через тестовый участок проезжает 5870 машин и 13000 пассажиров общественного транспорта. После перекраски улицы и ввода выделенной полосы, каждый пассажир стал терять на 3 минуты меньше. В обратную сторону, где нет выделенки, время не изменилось:

Время проезда для личного транспорта увеличилось незначительно и в пределах прогноза местного Дептранса:

Почему это было сделано

Всё просто - ради безопасности и удобства. Городу невыгодно терять людей на улицах и троллейбусы в пробке.

На опасность улицы указывали местные жители, бизнес и общественные организации, которые закидывали город петициями и выходили на улицу с требование сделать её безопасной. Город их услышал.

Что дальше

Пилотный проект признан удачным - улица стала работать лучше для всех. Департамент транспорта Сиэтла прямо так и написал в отчёте. Сейчас в разработке проект улучшений для южной части улицы, реализация запланирована на 2018 год.

Продолжится сбор данных и аналитика текущей пилотной зоны. Не всё получается с первого раза, поэтому от доработок после реализации не уйти. Так, на текущем участке уже после проведения работ пришлось делать два дополнительных пешеходных перехода.

А где велосипед!?

Внимательные читатели могли заметить, что в проекте ничего не сделано для велосипедистов. Знаю, сам в шоке и это весьма странно - обычно делают всё комплексно, а тут только упоминание велосипедистов только в статистике ДТП.

Чтобы у вас не сложилось неправильное мнение, вот результаты работы пилотной велополосы в Торонто: отчёт города

Если кратко, то пилотная велополоса на Блур-стрит обошлась в $0,5 млн, вызвала рост велосипедистов на 36%, 25% из которых - новые пользователи, которые до этого не ездили на велосипеде.

Было опрошено 1530 местных респондентов из числа жителей и представителей бизнеса, 64% поддержало новую велополосу. Через интернет опросили ещё 10800 человек, из них:
92% велосипедистов за новую велополосу
34% водителей тоже за, 6% нейтрально
73% пешеходов за, 4% не определились

Отдельно отметили мотоциклистов: 63% стали чувствовать себя безопаснее на улице.

Вместе с этим снизилось число машин с 24 500 до 20 000 (-22%). Увеличился период проезда участка, в среднем на 4 минуты в час-пик одну сторону и на 8,5 в другую, зато вместе с велополосой появилось больше парковочных мест.

Вывод

Делать улицы для всех можно быстро и недорого. Сделать разметку и поставить столбики - не гранит класть. Это эффективный метод, который можно использовать в любом городе. Уверен, скоро это дойдёт и до России.

PS кстати появилась идея провести воркшоп по переразметке улиц. К примеру, будет 3 улицы и 3 команды, в каждой будет один модератор-советник из транспортного комплекса, который обычно участвует в разработке схем организации движения для московских улиц. На один день с изучением улицы в поле и работой после за столами. А после я бы скинул результаты в департамент транспорта города - авось сдвинуло бы тему с мёртвой точки.
Согласились бы поучаствовать в таком?
View Poll: #2063721

источники: раз, два, три, четыре

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Магия переразметки

Города США и битва за жизнь пешеходов

Как Нью-Йорк спасает своих жителей

Безопасный Сиэтл

Бульвар в Квинсе, было-стало