June 8, 2017

Танец с акулами на улицах

Сегодня стал свидетелем как с Яузы увозили девочку 16 лет на скорой - её сбила машина. Дело было около Электрозаводской: тут нерегулируемый пешеходный переход через 3 полосы и скорости 60-80 км/ч. Девочка была с велосипедом, но ехала она вдоль обочины или переходила улицу, сказать не могу. Зато могу сказать, как свести такие аварии к минимуму.

Для начала один момент: даже если девочка ехала на велосипеде по переходу, то это не должно было стать причиной аварии - требование со спешиванием на зебрах элементарно не работает и игнорируется людьми. Во многих странах такого вообще нет, но есть формулировки в правилах типа "убедиться в безопасности пересечения" или "двигаться со скоростью пешехода". Хочется верить, что со временем и у нас это уберут, тем более эти вопросы поднимаются.

Или вдоль зебры мог идти велопереезд, который даёт полное право проезжать участок - де-юре условия меняются, но де-факто - нет. Иными словами, инфраструктура должна быть такой, чтобы велосипедист мог безопасно пересечь улицу.

1. Никаких нерегулируемых переходов через улицы с двумя и более полосами в одном направлении!

Водитель видит пешехода или велосипедиста на тротуаре у перехода и притормаживает, но водители в следующих рядах это не считывают из-за машин сбоку. Только светофоры и островки безопасности на широких улицах! Правило очевиднее придумать сложно, но находятся люди, которые этого не понимают. Что самое обидное в ситуации с девочкой - на соседнем переходе светофор есть:

Люди ошибаются и нарушают - два простых факта, иначе аварий не было бы в принципе. Инфраструктура и дизайн улиц должны подстраховывать и не допускать, чтобы ошибки людей приводили к жертвам.

2. Улица не для гонок - максимум 50 км/ч!

Всего неделю назад я писал, как важно снижать скорость на улицах ради безопасности детей. Сегодня вот это.

Ситуацию на улицах можно сравнить с заплывом среди голодных акул - все понимают, что это опасно и может произойти страшное, но вместо контроля за акулами все упорно пытаются запретить купание и обвинять жертв.

Больная фантазия многих по превращению улиц в магистрали и запиранию людей под землю не осуществима даже в компьютерных симуляторах. Тем не менее, пары бензина явно опьяняют и не дают мыслить логически. Нужно решать проблему, а не придумывать новые правила и изощрения, чтобы бороться с последствиями.

3. Нужна безопасная велоинфраструктура

Московские улицы изуродованы и опасны для передвижения на велосипеде. Причины в нарушении банальных принципов проектирования улиц - их делают по нормативам для загородных трасс. Безопасная велоинфраструктура для того и нужна, чтобы спасти и подстраховать людей. Но её в Москве нет, хотя место найти не проблема - можно хоть завтра выходить и рисовать.

4. Нулевая терпимость к смертям

Любая авария - плод множества факторов. Нужно пытаться не решать проблему улицы после жертв и дтп, а предотвращать их - это базовый принцип Vision Zero. Про эту программу я писал много раз, но освежить память не повредит:

Очень надеюсь, что девочка не получила серьёзных травм. Ещё больше надеюсь, что Департамент транспорта Москвы перестанет играть в пропускную способность улиц и соответствию ГОСТам, а займётся систематической безопасностью улиц.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Гибнут люди, но делать мы ничего не будем

Пешеходный переход, как правильно?

Безопасные улицы - как?