July 5, 2017

Приятный Новгород и неприятные заборы

Новгород - отец городов русских и демократии. Кажется, обычно так говорят, да? Сегодня один из древнейших городов России вроде бы так близко от Москвы и Петербурга, но одновременно и столь же далеко - скоростные поезда проходят мимо, а поток с трассы едет боком. Новгород мог бы стать туристическим центром страны не только для иностранцев и пенсионеров, но и жителей двух столиц, которые бы приезжали сюда на выходные отдохнуть от суеты.

Жителям Петербурга повезло чуть больше москвичей - от них ходит Ласточка до Новгорода аж два раза в день. Три часа и ты на месте. Хотя обычная электричка едет всего на час дольше, но их тоже единицы. Москвичам же нужно выйти в Чудово и около часа трястись в маршрутке, хотя от этой же станции есть жд путь до Новгорода.

В общем, Новгород вроде так близко, но доехать нормально до города можно лишь на машине, что резко ограничивает его потенциал. А жалко, ведь там приятно.

01. Общественные пространства города развиты слабо:

02. У стен Кремля пляж, прямо как в Москве когда-то. Туалета и умывальника нет.

03. Центральное ядро когда-то привели в порядок и после этого содержат в нормальном состоянии. Скромно, но не отторгает:

04.

05.

06. Представление о благоустройстве тут среднероссийское - поставили скамейку, теперь все должны тут сидеть. То, что она неудобная и упирается в кусты, хотя за кустами Кремль и река, никого не волнует. На второй день одну из них ещё покрасили, но толп желающих я не увидел)

07. Удивительно, как всем въелась в голову обязательная побелка деревьев. Все очень любят говорить о маленьком бюджете, но закупить тонны краски и потратить десятки человекочасов - святое. Открою страшную тайну - деревьям на это пофиг. Побелка началась во время Великой отечественной войны, когда красили стволы для езды без фар. Потом что-то пошло не так и этой имитации бурной деятельности придумали полезные свойства.

08. Урна может многое сказать о городском дизайне:

09. ... как и домовые таблички - хотели как в Москве, но решили сэкономить на форме. Белой части, по идеи, быть не должно, но тогда усложнилась бы форма:

10. Зато влез Великий Новгород сверху! Если кто-то решит открутить на сувенир, то явно не забудет город)

11. Жители знают толк в ландшафтном дизайне:

12. Можно делать красоту со вкусом из простых вещей. Не обязательно для этого резать покрышки и тащить старые игрушки во двор.

13. Пример разнообразия из простых долголетних растений:

14. В ход явно пошла старая мостовая из булыжников:

15. Побелка на фоне всё портит :/

16. Набережные - ценнейший ресурс любого города. К сожалению, в Новгороде это просто два уровня асфальта. Интересных пространств, точек притяжения и даже уличной мебели замечено практически не было - просто ходи взад-вперёд и всё. Хотя тут есть трубы, с которыми можно играть:

17. Так как в городе много велосипедистов, то было решено сделать что-нибудь для них. Пошли самым простым путём - так на нижнем ярусе появилась велодорожка. Такой подход не работает в рекреационных зонах, поэтому велосипедисты продолжают ездить сверху и снизу, а пешеходы игнорируют знаки.

18. Вообще делать велодорожки в парках и на набережных не стоит - это в первую очередь место для отдыха, а не транзита. Велосипедисты должны ехать в общем потоке, уступая всем другим. Но если уж и делать зонирование с отдельной инфраструктурой, то нужно не забывать про детали. Например, делать пологие спуски и рельсы для велосипедистов:

19. Пока же велосипедисты делают свои тропы:

20. Городских велопарковок нет - их ставит бизнес:

21. Городу не помешало бы сделать хотя бы рекомендацию для бизнеса, а то иногда велопарковки напоминают орудия для наказания:

22. В новых районах велодорожки заложены по умолчанию, но делают их как обычные пешеходные дорожки. В итоге перед каждым заездом во двор всё обрывается:

23. Заезды (а иногда и улицы) надо поднимать до уровня тротуара - это безопаснее и удобнее для пешеходов и велосипедистов:

24. Старина:

25.

26. Сайдинг в городе применять нельзя, как и поликарбонат. За такое отношение к городу и ансамблю очень хочется обматерить виновника:

27. Новьё:

28. В Москве уже несколько лет как не согласовывают проекты застройки со свободной расстановкой домов на участке - только кварталы (пример для реновации). Увы, когда я спросил главного архитектора города, почему с одной стороны дома формируют квартал, а с другой идут параллельно друг другу, меня не поняли.

29.

30. Это, к слову, дома по программе доступного жилья. В погоне за сокращением стоимости забыли о городской среде - получились серые дома с асфальтовым полем вокруг. В будущем это может стать большой социальной проблемой - концентрация жителей с низким достатком в одном месте и с плохой средой порождает трущобы. Поэтому в мире социальное жильё строят совсем иначе - экономия сегодня окажется завтра дорогостоящей проблемой.

31. Хотя сложно говорить о планировках, когда тротуары с одной стороны упираются в свежую землю с другой:

32.

Есть ещё один район с новой застройкой из разноцветных панелек, но я не доехал до него :(

33. Реновация по-новгородски:

34. Поразила чистота фасадов Новгорода - люди не портят вид домов остеклением балконов и блоками кондиционеров. Дизайн-кода в городе нет, но страшных вывесок в городе не заметил, хотя говорят, что проблемы есть:

35.

36. Можно предположить, что это из-за небольшого достатка, а можно - что из-за уважения к городу. Всё равно точно никто не скажет.

37. Но пластиковые окна намекают, что скорее второе ;)

38. Удивительно, но в городе нет маршруток! Вместо них гармошки! И это в городе в 200 тысяч!

39. К сожалению, на этом хорошее кончается: многие маршруты дублируют друг друга, стоят в пробках, троллейбус потихоньку умирает, остановки убитые, а месячный проездок стоит космических 1900 рублей (в Москве 2000).

40. Но сам факт сохранения архитектуры сети уже достоин уважения. Остальные аспекты можно будет оперативно подтянуть за счёт оптимизации и небольших вливаний за короткий срок. Главное, чтобы появилось желание.

41.

42. Думаю, это всё произойдёт в тот же год, когда поверх единственного подземного перехода сделают зебры:

43. К сожалению, Новгород покусала болезнь заборов:

44. Что мы знаем о заборах? Что это первый признак ошибки проектировщика. В комфортном и удобном городе заборы должны быть исключением, а не правилом.

45. Если люди идут по газону, то в этом месте нужен проход. Если массово перебегают - переход. Попытка сделать из города Зону до добра не доведёт - поэтому чаще всего заборы выламывают или перепрыгивают через них.

46. Улицы напоминают загоны для скота :(

47. Это настолько вошло в привычку, что некоторые ставят забор даже там, где это откровенно бессмысленно. Вот у остатков торговых рядов тоже впихнули забор между арок, хотя рядом спокойно можно пройти. Зачем? Почему? Чтобы портить всем снимки и заставить обходить без нужды?

48. Памятник Тысячелетие России - визитная карточка Новгорода... тоже за забором. Что за Россия без забора?

Теперь немного о том, зачем я собственно ездил в город. Есть Центр стратегических разработок - это фонд Кудрина, который, в том числе, готовит молодёжную стратегию до 2024 года с перспективой до 2035. Проекты фонда затрагивают не только города - они скорее в целом про планирование и формирование целей, к которым было бы неплохо прийти в светлом и хорошем завтра.

Вместе с командой из ЦСР работал над веломаршрутом из центра города до Юрьева монастыря и автобусной полосой на Б.Сакнт-Петербургской улице. В рамках этого были лекции, объезды местности и споры работа с местными чиновниками. Было весело, начиная от полного непонимания и заканчивая попытками саботажа) Мы приехали помочь сделать хороший проект недорогими средствами и на основе текущей инфраструктуры, хотя некоторые почему-то думали, что мы приедем, дадим денег, всё сделаем и уедем.

Кажется, нам получилось пошатнуть скрепы и убедить людей на местах, что можно менять город к лучшему простыми методами. Посмотрим, что из этого выйдет - пока в Новгородской области исправляют последствия паводка и приходят к мирной жизни, мы готовим отчёт и предложения. Буду держать в курсе ;)

PS со дна постучали, почему-то дно оказалось дверью:

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Мои путешествия