ВелоХельсинки
Многим кажется, что велосипед это просто. Соответственно велодорожки - тоже просто. Прошёл краской тут, сделал велополосу там, построил велодорожку здесь - сеть готова!
На самом деле всё не так просто. В каких-то случаях можно совмещать пешеходов, автомобили и велосипеды в одной плоскости на небольших участках, но чаще всего требуется отдельная самостоятельная инфраструктура. В противном случае пешеходы будут ненавидеть велосипедистов, которые пытаются проехать сквозь них, автомобилисты будут не понимать, где велосипедисты могут появиться, а где нет, а велосипедисты будут просто ненавидеть всех и вся. Задача города - избежать конфликтных точек, создав безопасную и удобную систему велодорожек, чтобы привлечь максимальное число жителей. Увы, в Хельсинки это сделать не получилось.
01. Иногда в Хельсинки встречаются велополосы:
02. С велополосами есть два подхода: прятать велосипедистов за парковку или прятать парковку за велосипедистов. Вроде бы безопаснее и удобнее первых вариант, но во многих городах уверены в обратном - велосипедиста за машинами не видно, поэтому автомобилист может не ожидать их на дороге. А так есть прямой контакт и люди понимают, чего ожидать, поэтому едут медленнее.
03. На перекрёстках велополосы заводят на тротуар:
04. К слову, по зебрам тут спокойно ездят на велосипедах.
05. Хорошо, когда практически на каждой улице есть велодорожка. Плохо, что практически всегда это краска на тротуаре:
06. Для наглядности, почему это плохо:
07. Велосипедист считает эту территорию своей, а пешеход может банально не заметить тонкую линию краски на асфальте. Вот тебе и конфликт.
09. Поэтому велодорожки либо отделяют растениями, газонами или скамейками от пешеходов, либо делают велодорожку ниже уровнем - чтобы пешеходы гарантированно заметили «сход» со своего маршрута. Местами в Хельсинки получилось правильно:
15. В новых проектах ошибки всё те же. Вот сделали велошоссе на месте ненужной жд ветки - опять смешали пешеходов и велосипедистов в одну кучу:
16. Цвет и тактильная плитка не особо выделяют разделение:
17. В Хельсинки недавно открыли велопрокат. Точек много, а сами велосипеды и система идентична московской:
18. Есть два отличия: регистрация только онлайн и возможность оставлять велосипед на переполненной станции. В первом случае это связано с экономией - ставить терминал дорого. Во втором - это тестовое решение французской компании, до этого станции просто не видели велосипеды вне портов. Если всё пойдёт нормально, то такое будет и в Москве рано или поздно.
19. Прокат есть даже в новых районах - масштабно подошли к делу, молодцы.
20. С велосипедом можно в электрички:
21. ... и метро. Благо эскалаторы везде продублированы лифтами:
Про наземный транспорт не знаю, но наверняка тоже можно. В общем, мультимодальная мобильность рулит!
23. Конструкция с дополнительной цепью для фиксации колеса. Чаще всего цепь оторвана.
26. Психология человека с велосипедом мало чем отличается от водительской - бросить поближе и поудобнее. Разница лишь в размерах.
28. Плохие придомовые парковки:
30. Неплохие придомовые парковки:
31. Хорошие придомовые парковки:
32. Жильцы этого дома вызывали полицию после нашей съёмки. Думали, что мы банда кудрявых веловоришек...
33. В новых домах делают специальные велосипедные комнаты:
35. Велосипед как транспорт в нашем климате может хорошо работать даже при плохой инфраструктуре. Главное - обеспечить связанность безопасной велосети. В дальнейшем можно уже улучшать дорожки и полосы, привлекая новых пользователей.
Зимой тоже ездить можно, но всё упирается в вопрос качества содержания инфраструктуры. В Москве основная проблема зимой - дрист, а не температура. В Петербурге уборка улиц в целом. Если будет велосеть, которую будут убирать зимой, то велосипед станет полноценным круглогодичным видом транспорта.
Отметил себе в планах съездить в Финляндию зимой, чтобы посмотреть на их опыт в этом плане. А то по книжкам, интернету и докладам изучать скучно.