Велосипедизация Петербурга: прокат и дорожки
Признаюсь честно - я впервые оказался в Петербурге летом. До этого поездки были то зимой, то в межсезонье. Хотя даже в прошлые поездки я удивлялся количеству велосипедистов на улице, лето же меня поразило ещё больше - на улицах встречаются велопробки! Слава компактному центру, ровному рельефу и небольшим улицам.
Долгие годы, как это принято, власти города игнорировали велосипедистов. Советская градостроительная школа и новая мобильность - вещи совершенно разные, поэтому у нас не города стимулируют людей выбирать чистый и эффективный транспорт, а критическая масса велосипедистов стимулирует город что-то делать. И в Петербурге это получилось, хотя и не без проблем. Давайте посмотрим на новый велопрокат города и на процесс создания веломаршрутов.
Первоначально в Петербург свезли велосипеды и станции из Москвы. Напомню, вначале московский прокат решил сэкономить на велосипедах, закупив дешёвые, а те оказались плохими. В итоге город закупил другую систему, которая исправно работает по сей день, а старые станции и велосипеды ВТБ свёз в град на Неве. Этой зимой прокат даже работал. Хотя нет, «работал»:
В итоге велосипеды и станции полностью выработали свой ресурс. Встал вопрос замены, в результате чего появились инновационные российские станции и велосипеды на базе Стелса:
Станций и велосипедов крайне мало. Сам прокат открылся с большим опозданием, но даже спустя всё лето станции не смогли привести в порядок:
То есть весь короб держится на наклейках правил пользования. Это пипец, товарищи. Хотя каким-то станциям повезло ещё меньше - там нет даже правил пользования с тарифами и прочей информацией!
Безалаберность, которая провоцирует ломать прокат и вандалить всё вокруг. Всё по правилам разбитых окон:
В станциях нет терминалов - это слишком дорого. Поэтому регистрация и аренда велосипедов проходит через приложение:
Само приложением оказалось туповатым, поэтому на регистрацию и оплату у меня ушло три танца с бубном минут 15. Дальше, по идеи, приложение работает как трекер и таймер, но у меня оно опять тупило. Поездка в 35 минут, по мнению приложения, длилась 4 минуты:
Теперь по порядку. Вы подходите к станции, выбираете понравившийся велосипед и вводите на приложение номер стойки. Есть функция считывания QR-кода, но самого кода на стойках нет. Чего уж там, иногда номер стойки можно скорее угадать - цифры отклеиваются:
Дальше писк - велосипед можно брать. Скажу сразу - не пытайтесь найти исправный велосипед. У моего еле работали тормоза и руль болтался вперёд-назад. Странно, что местные ребята не устраивают лохотрон с помощью этих велосипедов - типа проедь сто метров с наоборотным рулём и не упади.
Процесс сдачи заставил помучиться: я привык, что с техникой нельзя обращаться силой. Если что-то не идёт гладко, то либо сам дурак, либо попробуй соседний порт. Так вот, втыкать это железо нужно с силой и трёхэтажным матом.
По наблюдениям и опросам друзей, у этих велосипедов чаще всего: не работает задний фонарь, что-то отломано, что-то разболтано. То есть ездить на них небезопасно, хотя велосипедам нет и года.
Добавьте к этому крайне неудобную корзину, скользкие педали, отсутствие переднего фонаря (это вообще нарушение ПДД) и троса для временной парковки. После такого сервиса язык не повернётся ругать московский Велобайк за банальные грязные грипсы, прокручивающееся седло или скрипящие тормоза.
При этом, стоит признать, люди всё-таки пользуются сервисом.
Спрос есть, но предложение крайне неудачное. Я даже не уверен, что станции и велосипеды можно доработать до нормального состояния.
Я вот взял один раз и больше в жизни не подойду к шайтан-станциям.
Ладно, давайте ко второй части программы - новым веломаршрутам. Раньше на весь город была пара игрушечных велодорожек на окраине. Почему игрушечных? Потому что свой эффект велополосы и велодорожки раскрывают лишь в рамках сети, когда человек может доехать большую часть маршрута по безопасному пути. Небольшой участок никогда не привлечёт новых пользователей. Сейчас же реализуется самостоятельный проект, который можно назвать каркасом. Это не сеть, но от этого можно отходить в будущем для построения сети:
Схема Питертранспорта, крупнее
Типы инфраструктуры смешанные. Есть привычные велополосы. Кажется, это третий город в России с велополосами:
Совмещённые участки по набережным:
В процессе строительства самостоятельные велодорожки:
Теперь к проблемам. Самое большое упущение маршрутов - разрывы. То есть человек едет по велополосе, всё хорошо, а потом фигаг - пути нет. Куда и как ехать - решай сам. Часто схемы организации движения у мостов настолько безобразные, что приходится делать крюк через несколько пешеходных переходов или скверы, чтобы продолжить путь. Тут можно понять авторов проекта, которым часто приходилось идти на уступки ради создания велоинфраструктуры в принципе, но такого быть не должно. Пешеходы и велосипедисты ездят по кратчайшим путям, ведь каждый лишний метр - затраты энергии. Поэтому эволюционно человек ходит напрямик, а не в обход. Видите веломаршрут? А он тут есть:
На многих перекрёстках элементарно нет переездов или пиктограмм, от чего многие путаются:
Для сравнения, в Москве это решено было очень изящно - велосипедистам понятно, что прямо будет велополоса, а водители ожидают увидеть велосипедистов:
Отдельная велоинфраструктура нужна не только для защиты людей от быстрых железных коробок, но и в разведении потоков на тротуаре. В противном случае велосипедисты начинают ненавидеть пешеходов, а пешеходы - велосипедистов. На тротуаре в самом центре на меня наехала одна мадам на велосипеде, так что знаю, о чём говорю. В общем, увы:
Во многих местах велосипедистов увели на тротуар, хотя на проезжей части много места:
Зачем тут сделали разрыв - я понятия не имею:
Российская ГИБДД не была бы ГИБДД, если бы не подпортила проект. Например, питерские полицейские считают небезопасным ограждать велополосу парковкой. У такого приёма есть откровенные минусы: двери и невнимательная парковка с заездом за линию на велочасть. Но есть значительные плюсы: защита от трафика и возможность сохранить парковку на улице. Последнее - важный политический момент, и именно из-за него на многих улицах Петербурга велополоса сделана лишь в одну сторону - убирать парковку с двух сторон сразу побоялись.
Например, на этой улице убрали парковку и сделали велополосу - получилась слишком широкая одна полоса на одной стороне и полторы полосы с парковкой на другой стороны. Можно было сделать прикрытую велополосу со второй стороны просто за счёт смещения центральной оси и создания вместо 3,5м мёртвой полосы - 2,5м парковки. Для автомобилистов бы ничего не изменилось, а велосипедисты получили бы удобную улицу. Но увы - российский и мировой опыт не устраивает полицейских.
Кстати, безопасность московских велополос признали в ГИБДД - аварий с велосипедистами после ввода не стало, хотя их число растёт в разы каждый год. Но ГИБДД ГИБДД рознь.
В итоге по односторонней велополосе люди ездят в обе стороны - очень удобное решение (на самом деле нет):
Хотя в некоторых местах сделать хорошо помешала простая человеческая вредность. Например, по одной стороне моста велополоса есть:
... а с другой - она обрывается прямо перед мостом:
Другая большая проблема - заборы. Да, Петербург болен болезнью заборов и это ужасно. Заборы ухудшают вид улицы, безопасность движения и элементарно стоят больших денег. В Москве заборы убрали - стало безопаснее, но у Петербурга свой путь.
Заборы нарушают возможность человека за рулём велосипеда передвигаться по тротуару, если у него нет возможности ехать по велополосе или проезжей части (это из ПДД, а не моя фантазия). С учётом рекомендательного характера ГОСТов, где пишут про заборы, это прямое нарушение законодательства и отдаёт растратой.
Ещё с некоторых улиц не убрали лежачие полицейские, это вообще фейл (или фича?):
Повсеместно не сделаны удлинённые стоп-линии для велосипедистов. Они нужны, чтобы человек на велосипеде проезжал чуть дальше машин и не попадал в мёртвую зону водителя. Так что это значительный минус, особенно в местах с поворотами направо:
Для меня было приятным удивлением поведение водителей города - велополосы не запаркованы. Точнее массово не запаркованы, за исключением нескольких мест. В Москве на приучение водителей к этому ушло несколько лет, а тут нанесли - и работает. Иногда в прямом смысле всё может быть запарковано до и после велополосы, но на самой разметке всё чисто:
разметку полосы успели сделать до передней двери Хонды
Не всё идеально, но с учётом повсеместной отвратимости наказаний за неправильную парковку в городе - это успех.
Но лучше всё-таки обособить велополосы столбиками или иными малыми архитектурными формами - так будет надёжнее. Ведь хватит всего лишь одного альтернативно одарённого водителя, чтобы полностью парализовать функционирование велополосы с точки зрения безопасности движения.
В целом, очень круто, что Петербург стал меняться и поворачиваться лицом к жителям. Это можно назвать лучшим проектом города в этом году, хотя впереди ещё очень много работы. Ребята провели точечные замеры велосипедистов до введения велополос - будет интересно посмотреть в следующем году на рост трафика и как создание велополос и дорожек на новых улицах в будущем будет влиять на цифры.
Хорошую картинку портит велопрокат, который мог бы увеличить эффективность новой инфраструктуры. В целом, я рад за город - три дня проездил по Петербургу на велосипеде и прочувствовал всё на свой попе. Хочется пожелать администрации города удачи в этом деле и не повторять опыт Москвы.